Когда у людей нет результатов, они начинают привязываться к каким-то концепциям, образам, принципам, физиологии, изобретают новые правила, традиции и направления. Сначала у них не было результатов, потому что они привязывались к одним концепциям… а теперь они привязываются к новым… придумывают себе еще темы для привязывания и их становится даже еще больше, чем было до практики, поэтому иногда кажется: вот ведь был нормальный человек, что теперь с ним стало! Кто-то утверждает, что нельзя заниматься медитацией, если не можешь сидеть в позе лотоса. Но мы – больше, чем тело, душа может развиваться вне зависимости от того, есть ли вообще у человека ноги. Кто-то говорит, что нужно заниматься медитацией только на закате солнца. Но есть миры, в которых вообще нет звезд, однако и там существа могут практиковать путь духовного развития. Не нужно привязываться к этой жизни, к всевозможным обрядам и формам, к полупонятным словам и историям, к внешним атрибутам, рассуждать о Дэ, о которой всё равно ничего пока не знаешь, или о карме, которую может никогда и не увидишь… Нужно понимать, что главное – это сделать сознание своей практикой, там внутри тебя, может появиться всё: и учитель, и храм, и… также То, о чем мы вместе сейчас подумали, но о чем я не хочу говорить, чтобы не умалять жалкими словами значение этого... А всё, что не это – только мешает, потому что занимает место! Что это за «не это»? Костюмы, обряды, рынки, горы? - Нет, наше отношение к этим вещам, привязанность к ним, образы и представления, связанные с ними, переживания, ожидания, разочарования… т.е. – наша предстоящая работа, наша практика с сознанием – ведь всё это предстоит выкорчевать из него… осознаванием… Пусть бы тот или иной человек покупал себе костюм для медитаций, если это удобный костюм… Но если человек где-то глубоко внутри не удовлетворен собой, своим настоящим, своим происхождением, своими результатами… если вместо того, чтобы успокоиться, он идет на поводу своих образов («хочу выглядеть, как китайские мастера»), создает себе настроение… пусть даже умиротворенное настроение… он практиковал не Состояние Цигун, не сознание, а настроение. Настроение это хорошо, но практика всё же лучше. Осознал, откуда это пришло?.. ну это – с желанием костюмчика? – выкорчуй, очисти себя, освободи… Если ты не смог это сделать, если не заметил… не пронаблюдал… проглядел… купил и натешился… то ты сегодня реализовал свои очередные потребности, завтра появятся новые. Ничего принципиально не изменяется, свободнее ты не стал... ***
В рассказанной в самом начале притче, ученик, медитирующий в горах, сидел и отгонял от себя мысли. Это не медитация. Только внешне это напоминает медитацию, но внутри у этого ученика все напряжено, всё бушует.
Так зачем же он ушел от прежней жизни, от города, от работы, семьи и друзей? Он нисколько не приблизился к духовной практике, только причинил страдания своим родственникам. Он сдуру решил, что медитация – это сидение в горах. Раньше он был захвачен одной жизнью, жизнью города и был привязан к нему.
Теперь он захвачен другой жизнью со всеми её обрядами и внешними формами – жизнью религиозного буддиста, христианина или мусульманина. Как же! Он теперь крутой!.. И там и здесь не было и нет места Состоянию Тишины, Сознанию Будды, Освобожденному от Привязанностей к чему-либо... Тут, в горах, Мастер нашел всё такого же человека, который ушел из города: человека с желаниями, беспокойством, привязанностями к поставленным целям. С таким отношением неважно где практикуют люди – в монастырях или в городах – всё равно не будет результата, Состояния Тишины в голове, Освобожденной от Привязанностей… И Мастер сказал ему: «Не привязывайся к этой жизни ВООБЩЕ. Книги, обряды, молитвы, упражнения… это хорошо. Заводы, фабрики, деньги, женщины, дети это тоже хорошо…Но ты привязан, сам себе позволяешь быть эмоционально и ментально зависимым от этих явлений, объектов и процессов. ЭТО плохо.
Ты зависим, а не освобожден. Там ты боишься женщин… красивые женщины волнуют тебя, и чтобы практиковать «тишину» ты сбежал от них… а тут ты боишься, что пропустил время очередной тренировки или сетуешь, что не понимаешь, зачем именно так нужно делать такое-то упражнение и что оно тебе даст… |