Японские адепты дзен успешно сочетают практику и свою жизнь.
Они не уходят ни в какие монастыри, леса или горы, а остаются активными членами общества, хорошими семьянинами. Они могут быть творческими людьми, учеными, бизнесменами, домохозяйками, борцами, чиновниками или дворниками, - но чтоб они ни делали, они это делают хорошо, потому что выполняют все свои действия осознанно (медитативно).
С таким отношением можно практиковать где угодно и не нуждаться в дополнительных условиях для практики.
Есть еще история.
У Ананды был брат, совсем глупый и неспособный. Но он тоже хотел учиться у Будды и однажды, нарушив запрет Ананды, он подошел к Будде и со слезами стал умолять дать ему личную практику.
«Но, - сказал этот человек, - я ничего не умею. Я не могу даже запомнить больше четырех слов сразу».
«Хорошо, - сказал Будда, - четырех слов достаточно. Мы даже сгруппируем их в две фразы по два слова, чтобы тебе не пришлось слишком напрягать свой ум… Вот, возьми эту метлу и иди подметать полы. Когда будешь подметать влево, говори – ПОДМЕТАЮ ПОЛ, а когда метла пойдет вправо, говори – ДУХОВНО РОСТУ».
Этот человек достиг просветления, и, разумеется, раньше своего многознающего брата, ведь, как известно
согласно легендам, Ананда обрел просветление последним и уже после смерти своего Учителя.
Речь идет опять о внимании.
Или другими словами опять о бдительности. Об осознанности.
«Когда мастер дзен сидит, он знает что он сидит, когда мастер дзен лежит, он знает что он лежит, когда мастер дзен пьет, он знает что он пьет... и так далее, и так далее…», - около трех страниц посвящено этому описанию всех действий мастера дзен, чтобы в такой форме до читающего дошел, наконец, такой важный смысл: нужно просто осознавать свои действия, мысленно наблюдать за ними. Осознавание – это процесс наблюдения.
Как уже написано выше про японских практиков дзен... японский адепт никуда не уходит от мира, он, если служит чиновником в канцелярии, просто пишет отчет на работе, и внимательно при этом наблюдает, как он пишет каждую букву... Сосредоточенно, медленно, не торопясь… Просто наблюдает… Постоянно тренируется Сознание...
Вернитесь к описаниям упражнений, статьям о медитации, к последней главе о практике осознавания...
Суть в том, что опять вступает в силу всё тот же механизм: во время таких действий – во время медитаций над повседневными делами – все время тренируется сознание, что и требуется от практики для духовного роста.
Все свое время такой человек поддерживает свое медитативное состояние в фоновом режиме и это залог для продвижения.
Состояние тишины в голове – это практика духовного развития, а постоянная фоновая медитация (постоянная практика тренировки внимания-сознания-осознавания) поддерживает состояние тишины, Состояние Цигун.
Если же человек не может поддерживать такое состояние в голове, и нет у него результатов, то он начинает волноваться и искать какие-то заменители. Он начинает думать, что ему могут помочь какие-то посвящения, турпоездки по святым местам, групповые молебны и специальные тапочки для занятий каким-то особенно секретным стилем тайцзи… И он их выпишет себе прямо из Китая…
Или такие люди начинают винить в своих неудачах окружающий мир: один начнет ругаться, что он заплатил за занятия на ретрите деньги, а ему достался стул со сломанной ножкой… другой будет злиться и переживать, почему это вдруг на 300 рублей поднялась цена за проживание в гостинице…
По таким людям сразу видно, что у них нет результатов, и не важно сколько они при этом занимаются и сколько ступеней прошли. Не важно, что они там рассказывают о своих «видениях»…
Те, кто расслаблен, им все равно с кем они сидят на занятиях, как далеко они сидят от Мастера, в каком их поселили номере и почему это стоит немного дороже, чем ожидалось. А когда человек расслаблен, то он обязательно получит результат еще более хороший, чем само расслабление, если такое вообще возможно... Такие люди спокойны, они словно светятся изнутри, их сразу заметно… Они – Прибыли…