Неофит
мега-портал по магии, эзотерике, йоге

для тех, кто хочет Знать, Видеть, Уметь

Главная | Духи. Символика. - стр4 | Регистрация | Вход | Добавить сайт в Избранное
Меню сайта

Основные разделы

Гороскопы
Лунный календарь
Фазы Луны на RedDay.ru
Ежедневный
бесплатный бонус


введи свой WMR-кошелек



и получи деньги


Активные рубрики
Ребефинг

Цигун
Ребефинг
Медитации


<< Назад | Шаманизм | Далее >>

Шаманские маски

Шаманская маска служила средством для выражения внутреннего потенциала. Она может изображать животное или предка-шамана, а носители масок, как считается, воплощают самих предков. Поэтому, для укрепления внутреннего контакта с этими силами, шаман надевал маску. Маски изготавливали из различных материалов и надевали в особых случаях. В некоторых местах (например, у самоедов) считалось, что маска облегчает концентрацию. Shaman's mask. Evenks of Zabaikalie, Buryats.

Как мы помним, архиепископ Ярославля Нил среди инструментов бурятского шамана упоминал чудовищную маску (см. выше). Сегодня буряты ее уже практически не используют. Вообще, шаманские маски довольно редко встречаются в Сибири и Северной Азии. Широкогоров приводит только один случай, когда тунгусский шаман использует маску, "чтобы показать, что дух малу находится в нем".
У чукчей, коряков, камчадалов, юкагиров и якутов маска не играет в шаманстве никакой роли: скорее, и то редко, она используется для того, чтобы пугать детей (как у чукчей), и во время погребальных церемоний, чтобы не быть распознанным душами умерших (у юкагиров). Среди эскимосских племен только у эскимосов Аляски, на которых сильное влияние оказали культуры американских индейцев, шаман использует маску.

В Северной Азии редкие случаи использования маски зафиксированы почти исключительно у южных племен. У черных татар шаманы иногда используют маски из березовой коры, усы и брови которой сделаны из хвоста белки. Тот же обычай есть и у томских татар. На Алтае и у гольдов шаман, провожая душу покойника в царство теней, мажет себе лицо сажей, чтобы его не узнали духи. Тот же обычай и подобным же образом обоснованный мы встречаем в других регионах, в частности в принесении в жертву медведя.
Здесь уместно вспомнить, что обычай намазывания себе лица сажей довольно распространен у "первобытных народов", а его значение не всегда столь ясно, как может показаться на первый взгляд. Не всегда речь идет о маскировке перед духами или о защитном средстве от них, но иногда также об элементарной технике, имеющей целью магическое единение с миром духов. По существу, во многих регионах земли маски представляют предков, а носители масок, как считается, воплощают самих предков.
Намазывание своего лица сажей - один из простейших способов маскирования, то есть воплощения душ покойников. Маски связаны также с тайными обществами мужчин и с культом предков. Историко-культурная школа считает комплекс "маски - культ предков - тайные общества с посвящением" принадлежащим к культурному циклу матриархата, причем тайные общества, согласно этой школе, - это реакция против господства женщин.

Редкостность шаманских масок не должна нас удивлять.

Как справедливо заметил Харва, наряд шамана уже сам по себе является маской и может считаться производным от первичной маски. Были попытки доказать восточное, а значит, недавнее происхождение сибирского шаманизма, ссылаясь, между прочим, на тот факт, что маски, чаще всего встречающиеся в южных районах Азии, становятся все более редкими и совсем исчезают на Крайнем Севере.

Мы не можем начинать здесь дискуссию о "происхождении" сибирского шаманизма. Заметим, однако, что в североазиатском и арктическом шаманизме наряд и маска были оценены различным образом. В некоторых местах (например, у самоедов) считается, что маска облегчает концентрацию.

Мы видели, что платочек, закрывающий глаза или все лицо шамана, по мнению некоторых, играет подобную роль. С другой стороны, даже если иногда собственно маски нет, то тем не менее идет речь именно о подобном предмете: например, о мехах и платочках, которые у гольдов и сойотов почти полностью закрывают голову шамана.

Из этих соображений, считаясь при этом с различными ценностями, которые маска приобретает в ритуалах и техниках экстаза, можно утверждать, что она играет такую же роль, что и наряд шамана, и оба эти элемента можно считать взаимозаменяемыми. Во многих регионах, где маска применяется (причем вне собственно шаманской идеологии), она явно указывает на воплощение мифической фигуры (предок, мифическое животное, бог). Со своей стороны, наряд преображает шамана, превращая его на глазах у всех в сверхчеловеческое существо, независимо от доминирующего атрибута, который стремится проявиться: престиж умершего и воскресшего (скелет), способность летать (птица), положение мужа "небесной супруги" (женский наряд, женские атрибуты) и т. д.


Шаманский бубен

Барабан шамана

Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Его символика сложна, а магические функции разнообразны. Он необходим для осуществления сеанса потому, что он уносит шамана в "Середину Мира", позволяет ему летать в пространстве, призывает и "пленяет" духов, и, наконец, потому, что гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и снова завязать контакт с духовным миром, к путешествию по которому он готовится.

Как мы помним, некоторые инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в "Середину Мира", к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна.

Значение этой символики, по нашему мнению, явно исходит из комплекса, в который она (символика) включена: связь между Небом и Землей при посредничестве Древа Мира, то есть через Ось, которая находится в "Центре Мира". Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу; он переносится к "Середине Мира" и, одновременно, может вознестись на Небо.

Рассматриваемый с этой точки зрения, бубен может отождествляться с шаманским деревом, по ступеням которого шаман символически восходит на Небо. Влезая на березу или ударяя в бубен, шаман приближается к Древу Мира и затем
успешно на него взбирается. У сибирских шаманов есть также свои личные деревья, которые являются не чем иным, как прототипом Космического Древа; некоторые используют также "перевернутые деревья", то есть установленные корнями вверх, которые, как известно, относятся к наиболее архаическим символам Древа Мира. Все это, вместе с уже описанными связями между шаманом и церемониальными березами, указывает на взаимозависимость между Мировым Древом, шаманским бубном и вознесением на Небо.




Приветствую Вас,
Путник!
Другие интересные публикации сайта

Мутации [18]
Полтергейст [16]
Привидения [16]
Антропогинез [18]
Тайны истории [21]
Мистика Урала [18]
Тайны пирамид [20]
Снежный человек [20]
Сверхспособности [18]
НЛО и пришельцы [21]
Параллельные миры [16]
Жизнь после смерти. Контакты. [31]
Другие паронормальные сведения [24]

Наш опрос
Кто опаснее, призраки или полтергейст?



Всего ответов: 737

Наша кнопка
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Сайт Неофит


Если же Вы хотите обменяться с нами баннерами, то перейдите вот СЮДА

Друзья сайта

Благодарность сайту и помощь
в его развитии



SMS.копилка




Наши партнеры

 http://netrofim.com  //lavross.ucoz.ru  
For Saites ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
  Танатогнозия - жизнь после смерти
АУМ - украинский портал ресурсов духовного,психического и физического развития человека Сайт Ваших Желаний

Infinitum - Форум Бесконечной Магии


Open Directory Project at dmoz.org

Статистика

Яндекс цитирования


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Гороскопы

ГОРОСКОПЫ
Copyright MyCorp © 2025