Такие
же переживания мы встречаем и в других регионах.
Телеутская женщина стала шаманкой после того, как у нее было видение:
незнакомые мужчины разрезали ее тело на куски и варили его в котле. По
традиции алтайских шаманов, духи предков съедают их тело, выпивают
кровь, вспарывают им живот и т. д.
Казахо-киргизский бакса утверждает: "У меня в небе пять духов, они
режут меня сорока ножами, пробивают меня сорока гвоздями и т. д.".
Экстатический
опыт расчленения тела, после которого происходит обновление органов,
известен также у эскимосов. Они рассказывают о животном (медведь,
морской конь, морж и т. д.), которое ранит кандидата, четвертует его
или съедает, затем его кости обрастают новым телом. Иногда терзающий зверь сам становится духом-помощником будущего шамана.
Обычно такие случаи спонтанного призвания проявляются если не в
болезни, то по крайней мере в каком-то особенном случае (борьба с
морским животным, падение под лед и т. п.), когда шаман бывает серьезно
ранен. Однако большинство эскимосских шаманов сами ищут экстатического
посвящения, во время которого они проходят через многие испытания,
иногда очень похожие на расчленение сибирского и центральноазиатского
шамана. В этом случае речь идет о мистическом опыте смерти и
воскрешения, вызванном созерцанием своего собственного скелета, к чему
мы скоро вернемся. Пока что приведем несколько инициационных
переживаний, параллельных представленным выше материалам.
Посвящение австралийских магов
Первые
наблюдатели давно уже зафиксировали, что некоторые посвящения
австралийских знахарей включают ритуальную смерть и восстановление
органов кандидата, осуществляемые духами или душами умерших. Так,
например, полковник Коллинз, опубликовавший свои наблюдения в 1798
году, сообщает, что у племен Порта Джексон знахарем становились, заснув
на могиле: "Приходил дух умершего, хватал претендента за горло,
вскрывал его, вытягивал внутренности, заменял их на новые, и рана сама
закрывалас.
Недавние исследования полностью подтвердили и дополнили эту информацию. Согласно сообщениям Ховитта,
вотйобаллуки считают, что знахаря посвящает сверхъестественное
существо, Нгатйа: оно вскрывает ему живот и вкладывает в него горные
кристаллы, несущие магическую силу. Чтобы подготовить знахаря, эуахлаи
поступают следующим образом: избранного молодого человека заносят на
кладбище и оставляют там связанным на несколько ночей. Как только он
остается один, к нему приходит множество зверей, которые касаются его и
лижут. Затем появляется мужчина с палкой; он вбивает кандидату в голову
кол и в рану вкладывает магический камень размером с лимон. И тут
появляются духи, они поют магические песни и песни посвящения, чтобы
таким образом научить неофита искусству целительства.
У аборигенов
Уорбертон Ренджиз (Западная Австралия) посвящение происходит следующим
образом: кандидат входит в пещеру, и два тотемических героя (дикий кот
и эму) убивают его, вскрывают его тело, извлекают внутренние органы и
заменяют их магическими веществами. Они вынимают также лопатку и
берцовую кость, высушивают их и, перед тем как вставить на прежнее
место, заправляют их теми же веществами. Во время этого испытания за
кандидатом ухаживает его учитель: он поддерживает огонь и контролирует
экстатические переживания кандидата.
Арунтам
известны три способа посвящения в знахари: 1) через Ирунтаринию, то
есть с помощью духов; 2) через Эрунча, то есть с помощью духов людей
эрунча из мифологических времен - Альчера; 3) с помощью других
знахарей. В первом случае кандидат приближается ко входу в пещеру и
засыпает. Тогда появляется Ирунтариния, "бросает в него невидимое
копье, которое пробивает ему шею, проходит через язык, оставляя в нем
широкую рану, и выходит через рот". Впоследствии язык кандидата
остается пробитым; в отверстие легко можно ввести палец. Второе копье
разбивает ему голову, и жертва падает. Ирунтариния вносит его в очень
глубокую пещеру, где, говорят, живут ирунтаринии, в немеркнущем свете,
недалеко от чистых источников воды (по существу, это рай арунтов). В
пещере дух вырывает у него внутренние органы и вкладывает другие,
совершенно новые. Кандидат возвращается к жизни, но некоторое время
ведет себя как сумасшедший. Духи ирунтаринии - невидимые ни для кого,
кроме знахарей - относят его затем в деревню. Этикет запрещает ему
шаманить в течение года; если за это время отверстие в языке закроется,
то кандидата отвергают, поскольку, как считается, он потерял свои
магические способности. В этот период он учится у других знахарей
тайнам ремесла, особенно применению кристаллов кварца атнонгара, помещенных духами-ирунтариниями в его тело.
Второй
способ посвящения знахаря очень похож на первый, с той единственной
разницей, что эрунча не вносят кандидата в пещеру, а забирают его с
собой под землю. Наконец, третий метод включает долгий ритуал в
обособленном месте, где кандидат должен молча перенести операцию,
выполняемую двумя старыми знахарями: они царапают его тело горными
кристаллами, сдирая ему кожу, вдавливают кристаллы в волосистую
поверхность тела, пробивают у него отверстие под ногтем правой руки и
надрезают язык. Наконец, у него на лбу наносится рисунок под названием
эрунчильда, "рука дьявола" (эрунча является злым духом арунтов). На
теле выполняется другой рисунок, с черной линией посредине,
представляющей эрунча, а вокруг нее - линии, символизирующие, вероятно,
магические кристаллы, которые он носит в своем теле. После этого
посвящения кандидат ведет особый образ жизни с неисчислимыми табу.
Ильпаилюркна,
знаменитый маг из племени унматьера, рассказал Спенсеру и Гиллену, что,
"когда он стал знахарем, однажды к нему пришел очень старый целитель и
бросил в него из пращи несколько камней атнонгара.
Некоторые из этих камней попали ему в грудь, другие, входя в одно ухо и
выходя из другого, прошили ему голову и убили его. Затем старец вынул
из него все внутренние органы - кишечник, печень, сердце и легкие - и
оставил его лежать на земле всю ночь. Утром он вернулся, осмотрел его
и, поместив в его тело, в его руки и ноги другие камни атнонгара,
накрыл его листьями; потом он пел над телом, пока оно не вздулось.
После этого он снабдил его новыми органами, поместил в него много
других камней атнонгара и похлопал его по голове; это его оживило, он
вскочил на ноги. Тогда старый знахарь приказал ему пить воду и есть
мясо, содержащие камни атнонгара. Когда он проснулся, то не знал, где
он находится. "Наверное, я погиб!" - сказал он. Но оглядевшись вокруг
себя, он увидел стоящего рядом старца, который сказал: "Нет, ты не
потерян, я тебя убил очень давно". Ильпаилюркна забыл все, что было
связано с ним и с его прошлой жизнью. Затем старец привел его в лагерь
и показал ему его жену, любра, о которой тот совершенно забыл. Такое
странное возвращение и необычное поведение сразу позволили аборигенам
понять, что он стал знахарем".
У
варрамунгов посвящение совершают духи пунтидир, соответствующие
ирунтариниям арунтов. Один знахарь рассказал Спенсеру и Гиллену, что
его на протяжении двух дней терзали два духа, считавшие себя "его отцом
и братом". На вторую ночь они снова приблизились к нему и убили его.
"Пока он там лежал мертвый, они вскрыли его тело и вытянули из него
органы, которые, однако, заменили новыми; в конце они вложили в его
тело маленькую змею, которая и дала ему силу знахаря".
Подобные переживания имеют место и в случае второго посвящения у варрамунгов, которое происходит - согласно Спенсеру и Гиллену
- еще более таинственно. Кандидаты должны непрерывно ходить или стоять
на месте до тех пор, пока не упадут, изнуренные и без сознания. "Тогда
вскрывают им бока и, согласно обычаю, извлекают внутренние органы,
которые заменяются новыми". В голову вкладывается змея, а нос
пробивается магическим предметом купитйа, который позже послужит им для
лечения больных. Эти предметы изготовили еще в мифические времена
Альчеринга некие необычайно могучие змеи.
У бинбингов
считается, что знахарей посвящают сами духи Мундаджи и Мунканинджи
(отец и сын). Маг Куркутйи рассказал о том, как, входя однажды в
пещеру, он встретил старого Мундаджи, который схватил его за шею и
убил. "Мундаджи вскрыл его тело на уровне пояса, вынул внутренние
органы и, вкладывая в тело Куткутйи свои собственные, добавил несколько
священных камней. Когда все было закончено, к нему подошел младший дух
Мунканинджи и вернул его к жизни; он объявил, что отныне тот является
знахарем, и показал ему, как следует вытягивать кости и освобождать
людей, ставших жертвой порчи. Подняв знахаря в небо, дух опустил его на
землю в лагере, где его уже оплакивали родные, поскольку считали его
умершим. Долгое время он оставался в состоянии оцепенения, но потом
постепенно пришел в себя; аборигены поняли, что он стал знахарем.
Считается, что, когда осуществляется магическая операция, дух
Мунканинджи находится рядом с неофитом, чтобы контролировать его, не
будучи, разумеется, видимым для людей. Когда Куркутйи вытягивает кость
- эта операция обычно производится ночью, - он интенсивно сосет место,
где расположен желудок больного, и вытягивает определенное количество
крови. Затем он выполняет над телом определенные движения руками,
ударяет кулаком, трясется и сосет до тех пор, пока не выйдет кость, а
тогда, прежде чем зрители смогут что-либо увидеть, сразу бросает ее в
то место, где сидит Мунканинджи, спокойно за всем наблюдая. Затем
Куркутйи говорит туземцам, что должен пойти попросить у Мунканинджи
позволения на показ кости; получив это разрешение, он идет на то место,
где, вероятно, предварительно положил кость, и возвращается оттуда с
ней".
В племени
мара техника почти идентична. Тот, кто стремится стать знахарем,
разводит огонь и сжигает жир, привлекая таким образом два духа
Минунгарра, которые приближаются и придают отвагу кандидату, уверяя,
что они не убьют его совсем. "Прежде всего они его обезболивают, затем,
согласно обычаю, надрезают его тело и вынимают органы, которые
заменяются органами одного из духов. Затем его возвращают к жизни,
говорят ему, что с этого момента он знахарь, показывают ему, как
вытягивать кости из больных или освобождать людей от чар; затем его
возносят в Небеса. В конце его опускают около поселка, где его находят
оплакивающие его друзья... Среди умений, которыми обладает знахарь
племени мара, есть умение влезать ночью по невидимому для простых
смертных канату в небо, где он может разговаривать со звездными духами".
|