Инициационные сны самоедских шаманов
Согласно
юрако-самоедским информаторам Летисало, собственно посвящение
начинается с обучения игры на бубне; именно при этом удается увидеть
духов. Шаман Ганикка рассказал ему, что однажды, когда он бил в бубен,
низошли духи и разрубили его на части, отрубив в том числе и руки. Семь
дней и семь ночей он лежал без сознания на земле. В это время его душа
пребывала в Небесах, прогуливалась с Духом Грома и была с визитом у
бога Миккулая.
А. А. Попов
рассказывает об одном шамане авамских самоедов (ненцев). Заболев
ветряной оспой, тот в течение трех дней лежал без сознания; его уже
сочли умершим и на третий день чуть не похоронили. Именно тогда
осуществилось его посвящение. Он помнит, что был отнесен на середину
моря. Там он услышал голос Болезни (то есть ветряной оспы), говорящий
ему: "Ты получишь дар шамана от Властелинов Вод. Твоим шаманским именем
будет Хуоттарие (Ныряльщик)". Затем Болезнь замутила морскую воду.
Кандидат вынырнул и влез на гору. Там он встретил нагую женщину и стал
сосать ее грудь. Женщина, по-видимому Властительница Воды, сказала: "Ты
мой ребенок; только поэтому я позволяю тебе сосать мою грудь. Ты
встретишь много препятствий и будешь очень измучен". Затем муж
Властительницы Воды, Властитель Преисподней, дал ему двух проводников -
горностая и мышь, - которые должны были отвести его в ад. Взойдя на
возвышение, проводники показали ему семь юрт с ободранными крышами.
Кандидат вошел в первую из них и встретил там жителей ада и людей с
Великой Болезнью (ветряной оспой). Они вырвали у него сердце и бросили
его в котел. В остальных шатрах он познал Господина бешенства и Господ
всех нервных болезней; он встретил там также злых шаманов. Так он
научился распознавать различные болезни, терзающие людей.
Кандидат, все время сопровождаемый своими проводниками, прибыл затем в страну шаманок, которые укрепили ему горло и голос.
Затем его занесло на берег Девяти Морей. Посреди одного из них был
остров, в центре которого возносилась до Неба молодая береза. Это было
Древо Господина Земли. Возле него росли девять трав - родоначальники
всех растений, растущих на земле. Дерево было окружено морями, и в
каждом из них плавал один вид птиц с детенышами; было несколько видов
уток, лебедь и кречет. Кандидат побывал у каждого моря: некоторые были
соленые, другие настолько горячие, что он не мог приблизиться к берегу.
Обойдя их, кандидат поднял голову и увидел на верхушке Древа людей
нескольких национальностей: тавгийских самоедов, русских, долганов,
якутов и тунгусов. Он услышал голоса: "Решено, что у тебя будет бубен
(то есть обруч бубна), сделанный из ветвей этого Древа".
Кандидат стал летать с морскими птицами. Когда он удалился от берега,
Господин Древа крикнул ему: "Как раз упала моя ветвь; возьми ее и
сделай из нее бубен, который будет тебе служить всю жизнь". Эта ветвь
имела три разветвления, и Господин Древа приказал ему сделать три
бубна, которые должны были охраняться тремя женщинами, и каждый из них
будет использоваться при особой церемонии: один при родах, другой при
исцелении больных, третий - для поиска людей, затерявшихся в снегах. Господин
Древа дал ветви также всем людям, находившимся на верхушке Древа, но -
приняв человеческий облик и высунувшись из дерева по грудь - он
добавил: "Есть только одна ветвь, которую я не даю моим шаманам, так
как сохраняю ее для остальных людей. Они смогут строить из нее жилища и
использовать ее для других своих целей". Крепко схватив ветвь, кандидат
готов был возобновить полет, когда снова услышал человеческий голос,
описывавший ему целительные свойства семи растений и дававший некоторые
указания относительно шаманского искусства. Он добавил, однако, что
кандидат должен жениться на трех женщинах (что тот и сделал, женившись
на трех сиротах, которых он вылечил от оспы). После
этого кандидат прибыл к бескрайнему морю, где он нашел деревья и семь
камней. Последние по очереди рассказали ему о себе. У первого были
зубы, как у медведя, и углубление в форме корзинки; он сообщил
кандидату, что является камнем, удерживающим Землю: всем своим весом он
удерживает поля, чтобы их не унес ветер. Другой служил для выплавления
железа. Кандидат оставался с этими камнями семь дней и таким образом
научился тому, как эти камни могут служить людям.
Два проводника, мышь и
горностай, привели его затем на высокую округлую гору. Кандидат увидел
перед собой вход и проник через него в очень светлую увешанную
зеркалами пещеру, посреди которой, как ему показалось, горел огонь. Он
заметил двух нагих, но покрытых шерстью, как северные олени, женщин.
Потом он увидел, что в пещере нет никакого огня, а свет падает сверху
через отверстие. Одна из женщин сказала ему, что она беременна и должна
родить двух северных оленей: один будет жертвенным животным
у долганов и эвенков, а другой - у тавгийцев. Она дала ему также волос,
необходимый при выполнении шаманских операций для оленей. Вторая
женщина также родит двух северных оленей - символы животных, которые
будут помогать человеку во всех его делах, а также служить ему пищей.
Из пещеры было два выхода, на север и на юг; через каждый из них
женщины выслали молодого оленя, чтобы он служил лесным людям (долганы и
эвенки). Вторая женщина также дала ему волос: когда он будет
шаманствовать, то должен духом устремляться к этой пещере. Далее
кандидат прибыл на пустырь и увидел вдали гору. Через три дня он дошел
до нее, вошел в отверстие и встретил нагого мужчину, раздувавшего огонь
с помощью мехов. Над огнем находился котел, "большой, как половина
Земли". Нагой мужчина заметил кандидата и схватил его огромными
щипцами. "Я погиб!"- успел подумать новичок. Мужчина откусил ему
щипцами голову, разделил тело на куски и бросил все в котел. Так он
варил его тело в течение трех лет. Там было также три наковальни, и на
третьей из них, служившей для выковывания наилучших шаманов, нагой
человек выковал ему голову. Затем он бросил ее в одну из трех
находившихся там кастрюль - в ту, где была самая холодная вода. При
этом он объяснил, что когда шамана зовут лечить кого-то, а вода
горячая, то бесполезно выполнять шаманские операции, так как больной
уже пропащий; если вода будет теплой, - это означает, что больной
выздоровеет; холодная вода показывает, что человек здоров. Затем
кузнец выловил его кости, плававшие в реке, собрал их и покрыл новым
телом. Сосчитав кости, он объявил, что у кандидата их на три больше,
чем нужно: поэтому он должен приобрести себе три шаманских наряда. Он
выковал ему голову и показал, как читать буквы, находящиеся внутри. Он
поменял ему глаза, и поэтому во время шаманских сеансов он не видит
телесными глазами, а только этими мистическими. Он проткнул ему уши и
дал способность понимать язык растений. Затем кандидат снова очутился
на вершине горы, и вот наконец очнулся в юрте в окружении своих
близких. Теперь он может петь и шаманить сколь угодно долго, никогда не
утомляясь.
Мы привели
этот рассказ в связи с его поразительным мифологическим и религиозным
богатством. Если бы так же тщательно собирались сообщения других
сибирских шаманов, то мы, вероятно, никоим образом не ограничивались бы
обычной формулой: кандидат остается без сознания определенное
количество дней, ему снится, что духи разрывают его на куски и уносят в
Небеса и т. д. Как видим, экстаз посвящения происходит точно в
соответствии с определенными темами-образцами: неофит встречает
несколько божественных персонажей (Властительницу Вод, Господина
Преисподней, Властительницу Зверей), после чего проводники-животные
ведут его в Центр Мира, на вершину Мировой Горы, где находится Древо
Мира и Господин Вселенной; от Мирового Древа и от самого Господа он
получает древесину на бубен; полудемонические существа открывают ему
природу и способ лечения всех болезней; наконец, другие демонические
существа раздирают его тело на куски, варят его и заменяют его органы
на лучшие. Каждый из
элементов рассказов о посвящениях последователен и входит в хорошо
известную в истории религий символическую или ритуальную систему. К
каждому из этих элементов нам придется еще вернуться. Все вместе они
составляют очень выразительный вариант универсальной темы смерти и
мистического воскрешения кандидата через нисхождение его в Преисподнюю
и вознесение на Небо.
Посвящение у тунгусов, бурятов и др.
Та же схема
посвящения встречается и у других сибирских народов. Тунгусский шаман
Иван Чолко уверяет, что будущий шаман должен заболеть, его тело должно
быть разорвано на куски, а его кровь должны выпить злые духи (харги).
Эти духи - в действительности души умерших шаманов - бросают его голову
в котел, где совершается ее перековка вместе с другими металлическими
предметами, которые позже станут принадлежностями его ритуального наряда.
Другой тунгусский шаман рассказывает, что он болел целый год. Все это
время он пел, чтобы лучше себя чувствовать. Его предки-шаманы пришли и
посвятили его: они пробивали его стрелами до тех пор, пока он не
потерял сознание и не упал на землю; тогда они сорвали с него тело,
вырвали кости и сосчитали их; если бы их не хватало, то он не мог бы
стать шаманом. Эта операция длилась в течение всего лета, и все это
время он оставался без воды и без питья.
Бурятам,
наряду с очень сложными публичными церемониями шаманского посвящения,
также известны "болезни-сны" типа посвящения. Ксенофонтов приводит
переживания Михаила Степанова, который утверждает, что кандидат, прежде
чем станет шаманом, должен долго болеть; тогда души предков-шаманов
окружают его, терзают, бьют, разрезают тело ножом и т. п. Во время этой
операции будущий шаман не подает признаков жизни: его лицо и руки
синеют, сердце едва бьется.
Согласно рассказу другого бурятского шамана, Булагата Бушачеева, духи
предков уносят душу кандидата на "собрание шайтанов" в Небе, где
происходит ее обучение. После посвящения его тело варят, чтобы научить
его шаманскому искусству. Во время всей этой пытки посвящения в течение
семи дней и семи ночей будущий шаман лежит, как мертвый. При этом
родственники (кроме женщин) приближаются к нему и поют: "Наш шаман
воскреснет и скоро нам поможет!" Пока тело кандидата разрывается и
варится предками, никто чужой не может прикоснуться к нему.
|