Лунный календарь |
|
Ежедневный бесплатный бонус
|
введи свой WMR-кошелек
|
|
|
| |
|
Как уже сказано, шаманство отнюдь не представляет собой локаль но
ограниченного явления. Шаманы существуют или существовали у народов
всех частей света. Но у наиболее отсталых народов шаманизм Далеко не
составляет господствующей формы религии, выступая как бы В зародышевом
виде.
У австралийцев можно обнаружить лишь зачаточные проявления этой формы
религии. У некоторых из австралийских племен, помимо обычных знахарей,
была особая категория профессионалов, которые специализировались на
сношениях с духами. У курнаев, по словам Хауитта, функции бирраарка
(так называется здесь такой профессио нал) отделены от функций знахаря
(мулламулунг). Действия бирраарка Хауитт сравнивает со спиритическим
сеансом. Считалось, что его по свящают в его профессию духи (мрарты),
которые возносят его на небо, где обучают его песням, пляскам и
налагают некоторые табу. В дальнейшем бирраарк получает способность
летать в страну духов и сноситься с ними. Какие способы при этом
применялись, Хауитт не со общает, но из отдельных случайных упоминаний
видно, что бирраарк устраивал нечто вроде камлания: выкрикивал
призывания духов и пр. Подобно этому у аранда тоже есть особая
категория колдунов, которые отличаются от обычных знахарей тем, что их
будто бы посвящают в их профессию духи, и в которых мы тоже можем
видеть нечто вроде шама нов; во всяком случае, здесь налицо такие
характерные для шаманства черты, как вера в умерщвление духами
кандидата в шамана и его вос крешение.
У других народов той же стадии развития шаманство также выра
жено нерезко, хотя местами элементы его довольно заметны. У анда манцев
большим авторитетом пользовались окоджуму или окопайяд ('сновидцы')
лица, обладающие способностью сношений с духами. Одни из них общались с
духами во сне, через сновидение, другие могли якобы делать это и наяву.
Описание приемов действий окоджуму иног да напоминает картину
эпилептического припадка. У семангов Малак ки Пауль Шебеста нашел
типичных знахарей хала, применяющих для лечения больных средства
народной медицины и заклинания; но Скит и Блегден описывают этих хала
(называемых также помалайски блиан) в таких выражениях, которые говорят
о наличии элементов шаманизма:
хала приводит себя в состояние исступления, 'изгоняет бесов' и тому
подобное.
У кубу ранние исследователи (Буре, Валетт) наблюдали типичную картину
шаманских камланий: шаман малым или дукун призывает духов, накрывая
свою голову платком, и через некоторое время 'чув ствует себя как бы
опьяневшим', на него находит 'сверхъестественное вдохновение',
благодаря которому он узнает причину болезни пациен та и приступает к
ее лечению; по описанию Валетта, малим доходит до экстаза при помощи
стремительной пляски под музыку барабана и в этом состоянии слышит
голоса духов. Эти сообщения подтверждаются и наблюдениями Тассило
Адама. Впрочем, есть основания предполагать, что шаманизм, как и
некоторые другие элементы религии, известен только тем кубу, которые
издавна находятся под влиянием малайцев.
У огнеземельцев имелись шаманы йекамуш; функции их северу шенно не были
связаны с тем кругом религиозных верований, который имел центром
систему инициации. Йекамуш лицо, 'призванное' ду хами, причем это
призвание проявляется в видениях и снах; оно ощуща ется как своего рода
болезнь. Главная функция йекамуша лечение больных: он пользуется при
этом приемами знахаря (извлечение 'кам ней' и тому подобного из тела
больного), но наряду с этим применяет типичные шаманские методы:
монотонным пением, ритмическими и се ускоряющимися движениями тела он
приводит себя в состояние крайнего возбуждения.
У бороро тоже описаны типичные шаманы бара. Это люди, впа лающие в
'состояние одержимости', что рассматривается как признак призвания.
Бара выполняют разнообразные функции врачевателей, предсказателей,
колдунов, заклинателей и пр. Приемы действий бара настоящее шаманское
камлание: бара громким голосом призывает сво их духов, и последние
вселяются в него; это выражается в том, что 'с ним делаются судороги и
трепет, поражающие его всего, дугой извива ется его тело', он кричит
исступленным голосом и т. д. Что касается других отсталых племен Южной
Америки, то явления, аналогичные шаманизму, отмечались у некоторых
племен группы 'же', у каинган гов, у ботокудов и пр.
У калифорнийских индейцев шаманизм имеет довольно развитые формы, но
рассматривать это явление как самобытное здесь трудно ввиду явного
влияния со стороны более культурных соседей. Следует только отметить,
что у калифорнийцев шаманы, пользующиеся приемами экстатического
общения с духами, существуют отдельно от знахарей, применяющих лечебные
травы и другие средства народной медицины; только у южнокалифорнийских
племен такое различение не обнаружено.
У народов более высокой стадии развития низшей и средней сту пеней
варварства шаманизм представляет собой очень распростра ненное явление,
которое здесь едва ли нужно подробно описывать. Шаманы хорошо известны
в Меланезии, у более отсталых народов Ин донезии, в Южной и Северной
Америке, в Африке. В качестве иллюст раций приведу лишь по одному
примеру для каждой из этих областей.
У меланезийцев, по сообщениям Кодрингтона, есть вера в то, что духи
находят на колдуна, который впадает в припадок и произносит
пророчества. На Банксовых островах такое лицо называется гшмана, этот
гисмана считается способным изгонять духа из больного, отыски вать
похищенную душу человека.
У даяковкаянов Северного Борнео есть особые профессионалы, именуемые
дайонг и занимающиеся лечением больных. Дайонг упот ребляет во время
своих действий особые маски страшного вида. Он поет, призывая духов, и
впадает в транс, причем иногда падает без со знания. Цель камлания
найти и вернуть похищенную душу больно го; находясь в состоянии
экстаза, дайонг словами и жестами описыва ет приключения своей души,
которая в этот момент летает в поисках души больного. Дайонгом чаще
бывает женщина.
У арауканов мапуче (Южная Америка) наряду со знахарями, кото рые лечат
средствами народной медицины, имеются так называемые мачи шаманы. Для
исцеления болезни, которая считается вызванной злыми духами, мачи
раздевается догола и начинает камлание, ударяя в бубен и произнося
нараспев монотонные заклинания. Дойдя таким об разом до исступления,
мачи падает на землю в конвульсиях и с пеной у рта, в то время как его
помощники стараются криками, факелами, ди кой скачкой кругом хижины
отогнать духов. Прийдя в себя, мачи объявляет причину болезни и
приступает к ее лечению, извлекая из тела больного какойнибудь предмет.
Очень типичную картину шаманского камлания описывает Кэт лин, который наблюдал ее у североамериканского племени черноногих.
Шаман, одетый в шкуру желтого медведя, с посохом и бубном, пытался при
помощи дикой пляски вылечить смертельно раненного индейца. Дико крича,
прыгая вокруг умирающего, он толкал его и поворачивал с боку на бок,
увеличивая его страдания, чем ускорил его смерть.
У народов Конго есть жрецы и колдуны разных специальностей:
рядом с гадателями, изготовителями амулетов и тому подобным там есть
так называемые ндоки, считающиеся специалистами по изгнанию бесов из
одержимых. Для этой цели ндоки устраивает пляску и 'обли чает' своего
пациента в том, что тот совместно со злыми духами похи щает души людей.
Но в Африке, как и в Полинезии, Центральной Америке и в некото рых
других сравнительно культурных областях, шаманство существует наряду с
более развитыми формами религии и нередко сохраняется лишь как элемент
в составе этих развитых форм. У народов Африки исследователи
устанавливают сосуществование двух основных форм жречества: настоящие,
'учрежденные' жрецы, обычно храмовые слу жители божеств племенного
культа и колдунышаманы, занимающиеся преимущественно 'врачебной'
практикой и пользующиеся при этом чисто шаманскими приемами. Точно так
же в Полинезии было оформ ленное жречество, особая каста служителей
богов тохунга (тахуа паре, кахуна пале и пр.), представлявшая как бы
более позднюю стадию развития религии, и рядом с ним действовали
'вольнопрактикующие' жрецышаманы таура (таула, каула), которые
применяли экстатичес кие способы общения с божествами, вселяя их в
себя, пророчествуя от их имени.
Таким образом, шаманство представляет собой очень распростра ненную у
всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма
приняла наиболее развитой вид и превратилась в господ ствующую в одной
определенной области в Северной Азии. У наро дов Сибири и Севера,
притом у народов, стоящих на довольно различ ных уровнях развития от
ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было
повсеместно распространено, но в большин стве случаев поглотило и
включило в себя целый ряд верований и обря дов, по происхождению с ним
не связанных. Лишь более детальный анализ религий народов Сибири
обнаруживает, что шаманство все же не покрывает собой всех явлений
религиозной жизни этих народов.
Так, например, родовой и семейный культ у некоторых народов Сибири
существует совершенно независимо от шаманизма. Наиболее ярко
разобщенность этих двух форм религий проявляется у гиляков. Родовой
культ, средоточием которого служит известный медвежий праздник,
составляет преобладающую форму религии гиляков. Шама низм играет
гораздо менее важную роль в их верованиях; по мнению лучшего
исследователя гиляков Штернберга, 'он не вяжется с религи озным складом
гиляка'. Во всяком случае, шаманство 'не вяжется' с родовым культом,
так что шаман не только не играет в этом культе ка койлибо роли, но
даже не может устраивать своих камланий во время медвежьего праздника,
т. к. это считается оскорблением для священно го медведя. В меньшей
степени такая разобщенность родового и ша манского культа видна у
ненцев, где хранителями родовых 'жертвен ных мест' являются,
повидимому, не шаманы. У якутов жрецами родо вого культа, давно уже
разложившегося, были, повидимому, 'белые шаманы' айьшойуна, которые
имели очень мало общего с настоя щими шаманами абаагыойуна.
Напротив, у юкагиров, эвенков, тунгусов, хантов и манси, бурят и
некоторых других народов Сибири шаманство слилось с родовым культом в
том смысле, что именно шаман принял на себя, целиком или частично,
функции родового жреца. У этих народов родовые шаманы иногда были рядом
с профессиональными; у юкагиров и отчасти эвен ков это 'родовое
шаманство' в более позднее время исчезло, будучи вытеснено
профессиональным шаманством. С другой стороны, у тех же народов связь
шаманизма с родовым культом выразилась в том, что духи умерших шаманов
становились объектами этого культа.
|
|
|
|
| |
|
Другие интересные публикации сайта |
|
Наша кнопка |
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.
Если же Вы хотите обменяться с нами баннерами, то перейдите вот СЮДА
|
Друзья сайта |
Благодарность сайту и помощь в его развитии
|
|