Лунный календарь |
|
Ежедневный бесплатный бонус
|
введи свой WMR-кошелек
|
|
|
| |
|
Корейский шаманизм
Основой древнейших религиозных понятий племен, населявших Корейский
полуостров, был шаманизм, который и доныне сохранил большое значение во
всей северо-восточной Азии, а в доисторические времена, служил,
по-видимому, единственной формой религиозных представлений живших там
народов. В своем современном виде корейский шаманизм обладает следующими
характерными чертами.
Основой корейского шаманизма является почитание неба, от которого
исходят, по мнению корейцев, все блага земные: произрастание злаков,
сохранение и поспевание жатвы, избавление от болезней и т.д. С небом
корейцы соединяют представление о высшем существе, создателе и хранителе
видимого мира, присваивая ему наименование Сан-чже (у китайцев Шан-ди -
повелитель неба); но представление это у них, главным образом, сводится
к убеждению, что все, что бы ни случилось, исходит свыше от неба.
Поэтому при общих народных бедствиях, как, например, при засухе, при
продолжительных ливнях, при наводнениях, при появлении саранчи, во время
землетрясения и т.д., корейцы, чтобы успокоить гнев неба, совершают во
всем королевстве многочисленные жертвоприношения в честь Сан-чже.
Заслуживает внимания, что в этих случаях правительство берет на себя
почин этих жертвоприношений, поручая совершение их местным властям.
Наряду с почитанием неба корейцы одухотворяют видимую природу, населяя
все ее предметы бесчисленными духами или демонами, так что корейский
шаманизм носит характер скорее пандемонизма. Эти демоны, по верованиям
корейцев, наполняют землю, воздух и море. Они живут под каждым тенистым
деревом, в каждом темном овраге, прозрачном ручье и горном ущелье. Они
находятся на каждой крыше, потолке, в очагах и бревнах. Труба, навес,
жилые комнаты, кухня полны ими. Они обитают на всякой полке, в каждом
кувшине.
Все углы корейского жилья подчинены демонам. Они сопровождают корейца во
всех стадиях его жизни, и от умилостивления их зависит все его
благополучие. Существует основание предполагать, что в доисторические
времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие
жертвы, но затем грубые и жестокие формы служения им постепенно
смягчились. Считается, что на такое смягчение и вообще на умеренный
характер корейского шаманизма оказало сильное влияние появление в Корее
буддизма.
Вопрос о корейском пандемонизме захватывает мельчайшие подробности
интимной жизни корейца. К сожалению, вопрос этот еще мало изучен
европейцами, с которыми корейцы очень неохотно делятся подробностями по
этому вопросу. Сколько-нибудь обстоятельные сведения о корейском
пандемонизме имеются доныне лишь у Бишоп, воспользовавшейся
исследованиями миссионера Jones'а и доктора Landis'а.
Демоны
Легионы демонов по корейскому шаманзму могут быть разделены на 2
категории:
Первая категория - это отчасти самостоятельно существующие духи,
невидимые враги человека, намерения которых всегда направлены во вред и
ко злу, а отчасти души людей, скончавшихся в бедности и разных лишениях;
эти души бродят по свету голодные, не одетые, беспокойные, и причиняют
неисчислимые бедствия тем, кто не удовлетворяет их потребностей. К этой
категории относится громадное большинство духов.
Вторая категория состоит из самостоятельных духов, природа которых не
чужда доброты, а также из теней счастливых и добродетельных людей. Но и
эти духи очень обидчивы и прихотливы. Лишь посредством умилостивительных
жертвоприношений можно поддерживать их доброе к себе расположение и
заручиться их поддержкой в достижении своих стремлений и защитой их от
мести злых духов. Счастье и благополучие всякого человека зависит от его
уменья снискать себе расположение добрых духов.
В частности, главнейшими и наиболее популярными демонами в Корее
являются следующие:
1. О-бан-цзан-гун. С этим названием существует пять духов. Это
властители неба, которое они поделили между собой. Они весьма чтимы
населением. Их изображают в виде столбов в 8 футов вышиной, верхушки
которых представляют грубо вырезанные карикатурные изображения
человеческого лица. Эти демоны считаются покровителями деревень и
получают приношения весной и осенью в виде риса и фруктов. Их
изображения во многих местах помещают при входе и выходе из деревень, и
тогда они известны под названием со-са-ри.
2. Синь-цзан - этих демонов до 80 тысяч, причем каждый из них имеет под
собой целое полчище других низших демонов. Они наполняют землю и воздух.
Алтари отдельным членам этой воинствующей армии встречаются часто в
центральной Корее, причем в каждом алтаре имеется ярко раскрашенная
лубочная картина, изображающая гигантского воина с надписью: "Я, дух,
обитаю здесь".
3. Ток-га-би - самые страшные и ненавистные из сонма демонов и чаще
всего дающие людям знать о себе. Это души людей, погибших внезапной или
насильственной смертью; они ищут себе пищу на лобных местах, побоищах и
вообще всюду, где люди гибнут во множестве. Они движутся громадными
полчищами.
4. Sagem - настоящие нечистые духи, пользующиеся малейшим случаем, чтобы
досаждать и беспокоить людей. Шаманы ведут с ними постоянную борьбу при
помощи своих заклинаний.
5. Сань-силлион (San-shin-ryosan) - демоны гор. Алтари в честь их Бишоп
встречала на всех возвышенностях страны большей частью под большими
деревьями. Эти духи считаются хранителями женьшеня и, как таковые,
весьма почитаются; они же покровительствуют охотникам за оленями.
Изображают этих духов на алтарях в виде пожилого мужа со свирепым
взглядом, едущего верхом на тигре. Вокруг помещаются алтари для его
гарема, причем женщинам-демонам часто придают тип японок.
Тигр, встречающийся во множестве в центральной и северной Корее,
является доверенным слугой этих горных духов. Когда он производит
опустошения, народ верит, что это гневается местный дух, и поэтому
спешит умилостивить его жертвоприношениями.
Демонов гор, которые считаются очень могущественными, сильно боятся
земледельцы и жители нагорных деревень. Находясь на горе для рубки леса
или других целей, кореец непременно уделяет духу этой горы первую ложку
риса. Эти демоны очень капризны и требовательны и за малейшее к себе
пренебрежение мстят виновнику на его семье или на скоте и урожае. Тем не
менее видеть во сне духа гор или его представителя, тигра, считается
хорошим предзнаменованием. Отшельники оказывают ему особенное почитание
в уединенных горных долинах путем омовений и подношений.
6. Ион-синь, т.е. демоны-драконы, являются духами воды. Им не ставят
алтарей, но в честь их при участии шаманов устраиваются на берегах моря
и рек дорогостоящие жертвоприношения за успокоение душ утопленников.
7. Наиболее распространенными в Корее являются алтари, известные здесь
под названием Сон-хоан-дан (т.е. алтарь святому царю). Это большой
жертвенник, грубо сложенный из камней под тенью дерева, на ветвях
которого развешиваются приношения в виде лоскутков бумаги, тряпок,
мешочков с рисом, старого платья, изношенных башмаков и пр.
Корейские путешественники пользуются этими жертвенниками для воздания
почестей духу-хранителю путников, дабы обеспечить себе благополучный
путь, и навешивают на ветви дерева обрезки имеющихся у них товаров;
моряк считает их местопребыванием своего духа-хранителя и дарит ему
кусок веревки. Здесь же воздвигаются иногда небольшие кумирни в честь
зверей или птиц, истребляющих вредных для земледелия насекомых.
8. То-ди-чжи-синь и Цзон-синь считаются духами местностей; они обитают
на склонах гор. Им приносятся жертвы во время похорон. В частности
Цзон-синь являются главными духами отдельных уездов. В честь их
сооружаются небольшие кумирни, очень невзрачные на вид; чаще это даже
просто соломенный шалаш, устроенный под деревом. В честь их же
совершается через каждые 3 года празднество, и на расходы, вызываемые
последним, собирается необходимая сумма со всех жителей данного уезда.
9. Демоны-покровители жилища (домовые) весьма почитаются корейцами. Во
главе демонов этого рода стоит сон-чжю - дух домовой кровли.
Изображением его являются несколько лоскутков бумаги и бумажный мешок со
столькими ложками риса, сколько имеет лет дом в то время, когда этот
мешок подвешивается шаманом на конек крыши. Подвеска эта сопровождается
особого рода церемонией.
Ти-чжю - дух того места, на котором стоит дом. Он считается вторым в
сонме духов дома. О нем имеется очень мало сведений; известно только,
что приношения ему делаются вне дома ежемесячно: 1, 2, 3 и 15 числа.
Этот демон изображается в виде пучка соломы, внутри порожнего, на 3
палках, а иногда в виде горшка с рисом. Третье место занимает Он-чжю -
демон кухни. Его изображение - клочок бумаги или тряпки, прибитый к
стене около очага.
|
|
|
|
| |
|
Другие интересные публикации сайта |
|
Наша кнопка |
Мы будем Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.
Если же Вы хотите обменяться с нами баннерами, то перейдите вот СЮДА
|
Друзья сайта |
Благодарность сайту и помощь в его развитии
|
|