Есть еще такое понятие – 'серая магия'. Так сегодня многие авторы,
особенно американские, называют магические действия, 'совершаемые без
определенного намерения', то есть без выбора между добром и злом – как
будто этого выбора можно избежать!
Хотя отказ от суждения о добре и зле – тоже древний принцип, не
американцы его придумали. Это буддийский принцип, в котором как раз
ничего плохого нет, потому что понимается он на философском уровне.
На
философском же уровне он означает, что человеку не дано судить, что
есть добро, а что – зло, потому что он не знает ни причин, ни
следствий. И потому что любая вещь может быть и доброй, и злой
одновременно.
Вот вы нашли кошелек на улице. Для вас это добро? Да, без сомнения. А для того, кто его потерял?
Буддисты
считают, что надо принимать все таким, как оно есть, не задумываясь,
'добро' это или 'зло' для вас или для кого-то другого. Космос знает
лучше. Поблагодарим же его за то, что он дал нам, а злым оно окажется
или добрым, и для кого, это мы узнаем в свое время.
Но это – на
уровне философии, тут все в порядке. Если перенести этот принцип 'как
есть' на бытовой уровень, то получится, я извиняюсь, полная ерунда.
Получится:
мне по фигу, выйдет ли добро или зло из того, что я намереваюсь
предпринять. И вот берет такой 'серый маг' свои атрибуты, формулирует
желание и начинает действовать. ('Плюну, а на кого попадет, тот сам
виноват'.)
Хотя, если так начинает действовать маг или человек,
считающий себя таковым, это еще полбеды. В конце концов он сознает, что
делает, а осознанное делание (я уже говорил об этом) редко может
причинить кому-то вред.
Гораздо хуже – неосознанное делание,
бытовая магия, совершаемая 'без заранее определенного намерения', как
импульс, как реакция на внешний раздражитель.
Вот едете вы в
троллейбусе и нечаянно задеваете сумкой толстую тетю, сидящую на
сиденье. Дальше у нее идет возбуждение - реакция, причем ее - то никто
не учил контролировать ни первое, ни второе, и она вам выдает:
– Интеллигент, шляпу надел, а еще сумкой толкается!
И
главное тут даже не текст, а то ощущение ненависти, которое она при
этом бессознательно передает вам. После этого у вас обязательно заболит
печенка-селезенка, или не состоится нужная встреча, или вы поссоритесь
с любимой – и не будете знать, отчего это так.
Именно оттого, что
этот злобный сигнал не осознается (то есть не контролируется), он легко
пробивает любые барьеры, как природные, которые есть у каждого
человека, так и специальные, возведенные для защиты от намеренных
вредных воздействий.
Поэтому магу, а также любому человеку,
необходимо в том числе научиться создавать защиту против такой 'серой
магии', то есть заранее не планировавшихся и не осознанных злых
реакций. Хуже всего вредит именно неосознанное.
Философ-буддист
никогда не позволит себе ничего подобного. Если его задели сумкой,
наступили на ногу, обозвали 'интеллигентом' он просто не даст у себя
внутри образоваться тому комку злобы, который может вылететь и
навредить другому человеку.
Но это философ. Остальные же люди,
которых, увы, большинство, слишком неосторожны – и то и дело посылают
'шары Смерти' другим, аналогично получая такие же от других...
Так что серой магии следует избегать пуще черной.