Кельтский шаман
Герман Вагнер, кельтский шаман из Германии, посвященный в Тыве, лечит людей якутским хомусом, разгоняет облака австралийской дудкой и уверяет, что его боятся сильнейшие шаманы Якутии. Но Вагнер — не хиппи, а, как он себя называет, «кельтский музыкальный шаман». Кельтский — потому что какие еще шаманы могут быть в Европе? Музыкальный — потому что шаманит посредством музыки — древних музыкальных инструментов разных народов мира. Герберт садится на ковер (не в «лотос», а по-турецки) и говорит, что сейчас он извлечет из него музыку солнца. Нам предлагается закрыть глаза и представить солнце, что при наличии буйного от природы воображения оказывается довольно легко. Низкие утробные звуки, издаваемые при помощи трубки, этому процессу как минимум не препятствуют. Звуки наподобие органных, одновременно с гудением извлекаемые Вагнером из деревянной коробки размером с увесистую книгу, — тоже. — Уже можно начинать аплодировать? — интересуюсь я через некоторое время после того, как все смолкает. — Нет. Это камерная музыка, создающая особую атмосферу, чувствуете? Ее очень легко разрушить резкими звуками аплодисментов. С помощью ди-джери-ду музыкальный шаман делает диагностику: водит трубкой вдоль тела лежащего человека, внимательно вслушиваясь в свое гудение, и по звуку догадывается о проблемах в том или ином внутреннем органе. — Эту технологию используют австралийские шаманы. Есть четыре способа игры на этом инструменте. Первым трем можно научиться — я могу вас научить. Четвертый настолько сложен, что объяснить его принципы нельзя. Могу только показать, как мне показывали в Австралии. Чтобы достичь этого, нужно заниматься регулярно в течение десяти-пятнадцати лет. Вот только тогда у вас получится. Может быть. «Шрути» означает «звучание» на хинди, «бокс» по-английски —«коробка», получается «звучащая коробка» — «шрути-бокс». Клапаны, если присмотреться, расположены как клавиши на пианино. Внизу — белые, повыше — черные. Вот только помимо полутонов из этого инструмента можно извлекать и микротона: между фа и солью не только фа-диез, а столько же нюансов, сколько положений у свободно движущегося клапана — фа-полдиеза, фа-полтора диеза, фа-три четверти диеза и так далее почти до бесконечности. Звучание калимбы построено на принципах не европейской гаммы из семи нот, привычной нам, а пентатоники — звукоряда из пяти звуков, поэтому извлечь из нее диссонанс невозможно по определению — любое сочетание звуков будет гармоничным. С ее помощью музыкальный шаман демонстрирует музыку воды. Он быстро перебирает язычки на манер гуслей: получается действительно похоже на звуки дробно капающей воды, когда ливень только что прошел и вода с крыши стекает в бочку. Якутский хомус в музыкальном арсенале кельтского шамана занимает почетное место. Играет он на нем вполне профессионально, причем разными способами: — Я играю на других инструментах, поэтому могу использовать для игры на хомусе технику других варганных инструментов. Но на хомусе я играю 25 лет. Сначала на немецком. Удивлены? А что, хомусы есть у всех народов. Да, я был в вашем Музее хомуса. У меня дома в Баварии есть подобный музей. Но с тех пор как я несколько лет назад заимел якутский хомус, использую в своей шаманской практике только его, потому что он лучший. Абсолютно лучший в мире! На порядок выше, чем все остальные. Якуты играют вот так, рукой к себе, вбирая энергию. А в Германии играют вот так, от себя, отдавая энергию. Когда я лечу хомусом, то сначала играю по-якутски, накачивая себя энергией, а потом по-немецки, направляя эту энергию на больного. (На самом деле якуты тоже иногда играют рукой от себя — именно в тех случаях, когда хомус используется для лечения. Хомусотерапия существует в Якутии издавна, и по этому поводу в последнее время написано немало научных работ. — И. Е.) Знаете, что интересно? Когда я познакомился с Альбиной Дегтяревой, она немедленно предложила записать с ней диск. Но в ее последний диск мои работы не вошли. Да мне-то что, у меня куча собственных дисков, без проблем. Думаю, она просто испугалась конкуренции, я ведь очень хорошо играю на хомусе! Путь в шаманы — В 14 лет я понял, что я — особенный. Случайно купил книжку по йоге, там было написано, как медитировать. Сел в позу, начал дышать… и улетел. Я сразу понял, что это не обычная медитация, потому что в книжке не было описано ничего даже близко напоминающего мои ощущения, но что со мной — не знал. И спросить было не у кого. Я был один. Это продолжалось при каждой попытке медитировать. Лет в 26 я всерьез заинтересовался народными инструментами. Вообще, музыкой я занимался с раннего детства, но играл на обычных инструментах — пианино, гитаре. Началось все с африканского барабана. Надо сказать, что я с раннего детства очень сильно заикался, буквально ни одного слова не мог с первого раза выговорить. И когда у меня появился этот барабан, через две недели я абсолютно перестал заикаться. Потом начал собирать необычные, древние инструменты разных народов, учиться играть на них, лечить музыкой, ездил и собирал эти инструменты по всему миру. Два года назад я поехал в Тыву на фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». А в Тыве очень развит шаманизм, там очень сильные шаманы. На второй день по приезде в Тыву я пришел в шаманский центр. Там было семь великих шаманов. Я сказал им, что хочу поработать здесь, просил дать разрешение. Они сказали: «Ты ведь из Европы? Нет, там нет шаманов, уходи». Я сказал: «У меня с собой мои инструменты, я могу показать свою работу». Через пять минут главный шаман сказал мне: «Достаточно. Теперь мы видим, что ты — великий шаман. Мы дадим тебе разрешение, ты можешь работать, можешь вообще поселиться здесь, мы выдадим тебе юрту, денег с тебя не возьмем никаких». И они дали мне лицензию. Мне тогда был 41 год, и все, кого я встречал в Туве, сразу угадывали мой точный возраст. Я удивлялся. Потом я узнал, что по тувинским обычаям есть три возраста шаманской инициации: 7 лет, 14 лет и 41 год. Шаманов в Европе больше чем в Якутске — Вы успели познакомиться с якутскими шаманами? — Еще нет, их очень трудно, оказывается, найти. — Я знаю одного. — Кого? — Владимира Кондакова. — Ха! Сейчас я в Якутске во второй раз. В первый мой приезд, прошлым летом, я пытался с ним познакомиться, разговаривал с его секретарем. Объяснил, что я — кельтский шаман из Германии, хочу просто встретиться и поговорить с Кондаковым. Потом она сказала, что он не хочет со мной встречаться. Может быть, он испугался? — Вы ведь с ним лично не разговаривали. Может быть, секретарь просто не передала вашу просьбу? — Все может быть. Даже то, что у хорошего шамана — плохой секретарь. Но это, по меньшей мере, странно. — Как вы вообще узнали о существовании Якутии, якутских шаманов? — Познакомился тогда же в Тыве, во время первой поездки, на фестивале «Саянское кольцо» с девушкой из группы Альбины Дегтяревой, она пригласила меня в Якутию (тогда группа Дегтяревой на «Саянском кольце» взяла Гран-при. — И.Е.). Я приехал, но это было летом, на несколько дней. Мне сказали: «Если хочешь добиться чего-то, встретиться с кем-то, надо приезжать сюда зимой. Лето здесь очень короткое, и все очень заняты — готовятся к зиме». Вот я и приехал зимой. — А сейчас март. — Да, я планировал приехать в апреле, но мне сказали, что это уже не зима. А март — нормально. Поэтому я приехал сейчас. И, кстати, до отъезда я еще хочу встретиться с… (читает по бумажке) Александра Константиновна Чиркова… Мне сказали, что у нее отец был великим шаманом. Понимаю, что я не успею все сделать в этот приезд. Понадобится — и еще раз приеду, и еще. Торопиться мне некуда, я молод — мне всего лишь 43 года. Так что ваших шаманов обязательно найду. Я не был готов к тому, что их здесь окажется так мало и будет так трудно их найти. — Мало по сравнению с чем? Неужели в Европе шаманов больше? — Где-то две тысячи. — Настоящих шаманов?! — Людей, которые работают как шаманы, примерно две тысячи. Настоящих — не знаю. Может быть, я один. Не буду утверждать, не знаю. — То есть? — Дело в том, что у меня есть дома шаманский центр в Баварии, я его открыл по типу тувинского, тувинцы меня благословили на это, дали право выдавать лицензии. Я там учу желающих стать шаманами. Но обучение в таком центре должно длиться 24 года, как в Тыве. Поэтому лицензированных шаманов среди моих учеников пока нет. А всем другим шаманам я объявил, что они все могут прийти ко мне за лицензией — бесплатно. Но тот, кто придет, должен будет пройти мой экзамен: вызвать ветер, убрать тучи от солнца, сделать дождь… Никто не пришел пока, а центр работает уже год. — А сами вы это умеете делать? — Да. источник: Ирина Ефимова «Якутск Вечерний» |