Основоположник ребефинга Леонард Орр
рассматривал свою дыхательную технику как часть более широкой и философски
глубокой системы, названной им "Йога вечной жизни". Поэтому, его
подход к дыханию отчасти метафизичен и строится на "энергетическом"
принципе - вдыхание и высвобождении энергии. Например, процесс повторного
переживания рождения (собственно, "rebirthing") у Орра имеет
несколько символическую окраску, чем у Грофа. Если на дыхании по Грофу такое
"перерождение" или отдельные его элементы просто могут спонтанно
фиксироваться у дышащего, то у Орра они модулируются и заранее задаются. Работа
по Орру (и не только дыхание) строится на использовании афирмаций -
глубинных утверждений, т.е. определенных положительных высказываний,
трансформирующих желаемое в убеждение (и далее в действительность).
Ученица и сподвижница Орра Сандра Рэй,
тщательно разработав этот подход с Бобом Менделом, создала свою
психотехнологию "Тренинг Любящих Взаимоотношений" с использованием
так называемого "связного дыхания" (углубленное дыхание без
пауз между вдохом и выдохом и между выдохом и вдохом), а также элементами
коммуникативных тренингов и использовании афирмаций. В методике по Рей
прорабатываются афирмации любви, удовольствия, телесных ощущений, интимной
жизни и пр. Таким образом, дыхание по Орру дает больший акцент не на телесные
(и эмоциональные) приоритеты, а на ментальные, которые в данной статье нами не
рассматриваются в силу достаточной освещенности данной темы.
Проблема взаимоотношений эмоционального
опыта и опыта физического в большей степени раскрыта у других последователей
Орра - создателей так называемого "интегративного реберфинга"
(ИР), или техники "вайвейшн" Джима Леонарда и Фила
Лаута. Авторы систематизировали и теоретизировали ребефинг, введя новые
термины и соотношения, например, пять элементов ребефинга, где циркулярное
(или связное) дыхание является первым элементом. Основной
лейтмотив ИР, согласно авторам: "…можно с полным основанием сказать, что
он использует разум, чтобы коснуться тела" (тотальное внимание - второй
элемент ИР) (Ленард, Лаут, 2000, - с.3). Отвергнув понятие "освобождение",
было введено понятие "интеграция" опыта. Интеграция, согласно
ИР, устраняет всякую неоднозначность во время дыхания, излишнюю мистификацию и
ненужную "философию". Интеграция, путем активации различных
эмоциональных и телесных переживаний призвана устранять двойственность отношения
к переживаемому опыту, порождая наслаждение и определенные моральные принципы:
"…проинтегрировать - значит прекратить действовать неправильно. (…) Наши
возможности дисциплины и морали - это два наших великих благодетеля" (Там
же, 27-28).
В рамках
проводимой в 1992 году Третьей Международной Конференции МАСД (Международная
Ассоциация Свободного Дыхания) изучалась связь некоторых биографических
факторов с личными особенностями инструкторов, регистрируемых с помощью 16-PF.
Было установлено, что у инструкторов ИР самая высокая сила суперэго по
сравнению с инструкторами других дыхательных методик. (Молоканов, 1994, - с.
49-52). Согласно этому исследованию, ИР ограничивает свободу от социальных и
моральных норм и условностей в большей мере, чем другие дыхательные методики.
Тема эмоционально-динамического и
телесно-физического фактора представлена в ИР несколько неожиданным образом.
Авторами этой методики эмоции рассматриваются как результат сопротивления
чему-либо. То есть эмоциональный фактор в ИР принимается только в "негативном"
контексте, - он является мишенью проработки. Цель ИР - порождение состояния
счастья, которое ИР не считает эмоцией (полная релаксация - третий элемент ИР).
Эмоции активируются в ИР и интегрируются в блаженство (интеграция в радости -
четвертый элемент ИР). То же касается и телесных ощущений. Но они не
усиливаются сознательно, как это происходит в дыхании Грофа, а скорее даже
избегаются, особенно то, что касается тетании. Гипервентиляция в ИР также
считается крайненежелательной. По мнению авторов ИР, 90 % дышащих испытывают
тетанию в той или иной степени. Причина этого, - развития "паттерна
контроля", - "…т.е. они воображают, что могут контролировать то, что
предохраняет иллюзию от разрушения. (…) Тетания - это результат сопротивления
разочарованию" (Ленард, Лаут, 2000, с. 40-41). Механически это выражается,
кроме самой гипервентиляции, в контроле и форсировании выдоха, что можно
избежать, если выдох не контролировать. Снятие контроля выдоха (при всем
многообразии способов контроля вдоха) обеспечивается пятым элементом ИР -
полным доверием к процессу.
Ребефинг, в силу большей доступности техники
(и абстрактности названия) имеет массу "продолжений".