Нганасанские шаманы Самыми сильными шаманами среди северных народов традиционно считались нганасанские, представители рода Нгамтусуо (Костёркины). За полтора века их история обросла легендами и мифами. Говорят, несколько шаманов родились хвостатыми. В одной из книг записано: «Тайбула (мужское имя), когда зимой входил в чум, хвост отряхивал». К этому же роду принадлежал великий шаман Дюходе. Когда умирает шаман, только средний сын имеет право пойти по его стопам. Такова традиция. У Дюходе было много детей. И умирая, он передал Тубяку, среднему сыну, выкованные из железа и меди изображения духов-помощников. И хотя после смерти отца другой сын, Дюминме, всю жизнь шаманил и их сестра Нобобтие тоже стала шаманить - люди по-настоящему признали шаманом только Тубяку. Ревность и неприязнь встали между братьями. Каждый из них считал настоящим шаманом только себя. Они вредили друг другу чем могли и даже писали друг на друга доносы, из-за чего оба сидели в лагерях. Второй раз - вместе. Но и это не сплотило их, и ненавидели они друг друга до самой смерти. И шаманили до самого конца.
Дюходе Нобобтиэ
Тубяку «Люди шли к моему отцу постоянно, - вспоминает сын Тубяку Леня. - Отец никогда не отказывал в помощи. Иногда после камлания часами лежал на полу чума (в балке камлать было нельзя) и приходил в себя, как после забытья. Много сил у него уходило. Он помогал людям от многих болезней, а однажды нашел пропавшего в тундре человека: долго камлал и затем указал место, где его искать. Тот лежал под снегом, замерзший, но живой». По материалам «АиФ» и NATIONAL GEOGRAPHIC |