Глазам
с незапамятных времен приписывали таинственную силу: их считали местом
пребывания души, своеобразным хранилищем, дверью, окном, через которое она
попадает в тело и покидает его. Следовательно, в человека через глаза могли
проникнуть не только добрые духи, но и з 1000 83;ые, а также сущности другой
природы, развоплощенные души, стриги, джинны, василиски. В средние века
полагали, что злые люди наделены скопищем маленьких вредоносных духов, которых
называли демонами, и когда эти люди смотрели, вместе со взглядом они
переходили на других людей и на все, что находилось вокруг.
Однако не все люди способны причинять зло своим взглядом неосознанно.
Многие совершают это намеренно: из зависти, мести, ревности, или добиваясь
какой-либо иной цели. Некоторые не ведают, что творят, и 1000 порой сами не
догадываются, какой страшной силой наделены. Дурным глазом может обладать
ребенок, еще не научившийся говорить, любящий отец, преданный друг, невинная
невеста, священник, ученый - человек любой профессии с любым воспитанием и
образом мыслей. Никто не застрахован от того, что в какой-то момент он узнает,
что против своей воли и желания приносит несчастье оказавшимся рядом людям.
Даже нечаянно брошенным взглядом на зеркало или вазу, находясь рядом с этими
предметами, он может вдребk 1000 7;зги разбить их.
В одном средневековом трактате утверждалось, что губительные лучи могут
исходить из закрытых глаз спящего и слепого. Так же бытовало мнение, что
наводят порчу и мертвые. Следует опасаться даже отрубленной головы и выбитого
глаза. Кроме того, бывает так, что один глаз у человека "дурной" (как правило,
этим глазом является левый), а другой - самый обычный и никакого вреда никому
причинить не может, и, если у человека на портрете или фотографии деформирован
(увеличен) левый глаз, т& 1000 #1086; этот человек творит злые дела, а если
правый, то этот человек творит добро. Но повторимся: бывают люди, которые
могут делать как то, так и другое. Чтобы отличить хорошего человека от
человека, несущего зло, нужно взять нормальную фотографию, внимательно и
тщательно посмотреть на его глаза и сравнить их. Вы увидите, что доминирует в
этом человеке - добро или зло.
Еще можно распознать обладателя "дурного глаза" по некоторым приметам:
обычно людей с дурным взглядом выдают либо телесные изъяны, либ. 1000 086;
что-нибудь странное и необычное в их облике, и прежде всего - в глазах, о чем
говорилось выше. Уже римляне остерегались людей, у которых подергиваются глаза,
а также тех, кто страдает косоглазием, имеет большие глаза навыкате, или
маленькие, глубоко сидящие, разноцветные (например, левый глаз - карий, а
правый - голубой), и всюду вызывали настороженность те, у которых радужные
оболочки глаз о крашены в разные цвета. Боялись людей с дефектами речи, с
густыми, пышными и в особенности сросшимися бровями. Считал 1000 86;сь верным
признаком колдовства и дурного глаза неспособность человека заплакать и
выпустить настоящую слезу. Иногда глаза имеют большую силу влияния на людей за
счет того, что в них вошли василиски. Именно глазам василиска приписывали
притягательную силу, наделенную зловредной энергией, способной убить человека.
Эта убийственная сущность имеет тело дракона с крыльями и петушиную голову.
У римлян существовал обычай оговариваться и отплевываться, когда кто-то
хвалил их дородность, красоту, силу 1000 80;ли другие телесные качества.
Признаками дурного глаза могут быть цвет лица (желтоватый, зеленоватый,
землистый), острый нос, худоба, неприятный запах тела. Считается, что
обладателей дурного глаза может выдать и поведение, и образ жизни. Они, как
правило, меланхоличны, в обществе спокойны и молчаливы, живут одиноко,
обособленно, говорят сами с собой и при этом жестикулируют.
Вера в то, что у старых и безобразных женщин дурной взгляд, существовала во
все времена. Даже сам Пифагор советовал оставаться д 1000 ;ома и никуда не
ходить, если у дверей встретилась страшная или уродливая старуха. К людям,
занимающимся колдовством и способным к сглазу, однозначно причислялись нищие.
Очень подробно об этом пишет А.Н.Афанасьев в своей книге "Поэтические
воззрения славян на природу": "Недобрыми очами считаются: косые, выглядывающие
из-за больших нахмуренных бровей, черные и глаза, чрезмерно выкатившиеся или
глубоко впавшие. Косые глаза придают лицу неприятное выражение; старозаветному
человеку они напоминали солнечный 1000 закат, умаление дневного света,
близящееся торжество нечистой силы.
Поэтому слову "прикоc" дается значение сглаза (оприкосить - сглазить,
коситься на кого-то - смотреть неприязненно; в заговорах просят защиты от "уроков"
и "прикосов")".
В русском простонародье крепко укоренилась вера в дурной глаз. Дурной глаз
действует на детей с особой силой, поэтому дети болеют чаще и тяжелее, чем
взрослые. Вследствие этого матерям необходимо соблюдать повышенные меры
предосторожности. Для защиты детей от дурного 1000 глаза существовало
незыблемое правило, которое заключалось в следующем: после рождения ребенка
мать старалась, по возможности, не показывать ребенка даже ближайшим
родственникам в течение 42 дней. Это объясняется тем, что в эти 42 дня
образуется эфирное тело ребенка и существует большая подвижность души в это
время, в результате чего его можно без труда сглазить, т. е. в этот период
времени он наиболее беззащитен и должен находиться только с матерью, по
возможности исключая даже взгляда отца. Незримая 1000 связь ребенка с матерью
продолжает существовать до 13 лет.
Чтобы сберечь от порчи роженицу и младенца, приготавливали воду особым
способом. Знахарка брала обязательно речную воду от "уроков", зачерпнутую
чистым ведром обязательно против течения. Произнеся Иисусову молитву, знахарка
погружала в ведро правую руку, ладонью зачерпывала воду и спускала ее по руке
через локоть в приготовленную заранее посуду, нашептывая заговор: "Вода-водица,
светлая криница, дай воды от всякой беды. Умываю я раба Божьего (им 1000 ;я)
от уроков, от призеров, от прикосов, от глаза худого, от девки-черноризки, от
бабы-самокрутки, мужика-колдуна. На том ключ и замок, а ключ бросай в омут,
чтобы там лежал и никто не брал. Моему слову аминь". Вода зачерпывалась 3 раза
по 9 горстей, при этом горсти считались вслух с отрицанием, т. е. с приставкой
"не" - не один, не два, не три, ..., не девять. Затем в воду с молитвой
опускались три раскаленных докрасна угля. Знахарка правой рукой зачерпывала
воду и лила ее через локоть левой руки трижды на крайний камень 1000 печи,
потом трижды - на любую дверную скобу. Сосуд с водой ставился так, чтобы
пролитая вода снова стекала в нее. После этого знахарка ставила роженицу лицом
к востоку, а если та не могла стоять, сажала ее на порог лицом к выходу и три
раза брызгала ей в лицо набранной в рот заговоренной водой. Оставшаяся
заговоренная вода выливалась роженице на голову.
Причиной дурного взгляда обычно становится все, что вызывает чрезмерную
зависть, а именно: талантливые люди; красивые и привлекательные женщины; цвету
;ие сады и плодородные поля; красота; сила; богатство; здоровье; дорогая
одежда и ценные украшения; слава и известность.
В Смоленской губернии хорошо понимали природу и механизм действия дурного
глаза и предпринимали меры предосторожности. Об этом рассказывал в 1853 г.
священник Руженцев в "Вестнике Русского географического общества": "По многим
домам моего прихода, едва ли не в каждом, при входе в дом глаз невольно
встретится со старыми лаптями... На вопрос мой, для чего висят у них старые
лапти, отвечали: 1000 "Вишь ты, как взойдешь на двор, да видя такие лапти, уже
и подумаешь о них. Стало быть, с первого раза глаз и сломишь над лаптями,
тогда уже не сглазишь во дворе ни скотины, ни в избу пришедши сидящих за
работою баб, ни ягнят, ни телят...". Легче всего испортить человека, сделав
его пьяницей. Для этого берут червей из пустых винных бочек, растирают их в
порошок и кладут в вино, а над вином читают: "Морской глубины царь, пронеси
ретиво сердце раба (имя) от песков сыпучих, от камней горючих; заведись ? 1000
1074; нем гнездо оперунное. Птица Намырь взалкалася, во утробе его взыгралася,
в зелье, в вине воскупалася, а опившая душа встре-пыхталаея. Аминь".