Радда: Теперь такой вопрос. Существуют ли моральные заповеди у шаманов? Что шаман не преступает ни при каких условиях? Эльвиль: Это очень сложный вопрос. Здесь все очень индивидуально и зависит от того, какие духи дали ему посвящение. У каждого шаманского клана есть свои моральные законы, иногда радикально противоположные. Например, шаманы ирка-ляуль, которые по воле духов перевоплотились из мужчин в женщин. Это очень серьезная категория шаманов. Такие шаманы пользуются уважением. Напротив, когда человек выбирает трансвестизм самостоятельно, то становится изгоем в обществе и спит вместе с собаками. Существуют «36 НЕ шамана», которым шаманы пытаются следовать, но это уже чисто клановые устои. У кого-то одни правила, у другого — другие. Именно поэтому и существует так много разных объединений шаманов, которые во многом противоречат друг другу и по жизни, и по характеру. Например, шаман Николай Ооржак не пьет спиртного, а есть шаманы, которые очень много пьют и не считают это не правильным. Есть шаманы, употребляющие наркотики, есть те, кто ими не пользуется принципиально. Как я уже говорил, все зависит от того, какие духи, дали шаману посвящение. Есть духи Воды, есть Солнца. Например, если посвящение получено от духов Солнца то значит, шаман болел оспой. При этом формируется некоторое предопределение, солнечное в данном случае. Шаман может лечить только те болезни, духи которых участвовали в его посвящении. Чтобы от духов была помощь, шаману нельзя делать какие-то пять, предположим, дел или есть определенные продукты. А у рядом стоящего шамана будет все по-другому. Вот был такой известнейший в прошлом шаман племени сиу по имени Неистовая Лошадь, один из лидеров восстания сиу. Он считался непобедимым, его не брали пули и стрелы. Неистовая Лошадь получил предсказание, что будет сильным до тех пор, пока при приготовлении его пищи не будут использоваться металлические предметы: ложки, котелки. Но он взял себе третью жену, и молодая женщина приготовила ему пищу железными орудиями. В первой же схватке между сиу и американцами шамана убили. У каждого шамана есть свое табу, даже относительно пищи. Радда: Давайте поговорим о правилах, по которым вы живете. Эльвиль: Я алкоголь не употребляю. Как стал шаманом, так и не употребляю. Он мне мешает. Радда: А какие болезни вы лечите? В каких случаях беретесь помочь, а в каких нет? Эльвиль: Если человек действительно хочет лечиться, я за него берусь. Большинство людей, которые приходят, лечиться не хотят. Они любят говорить о своей болезни, это делает их исключительными, они даже собираются по интересам и обсуждают свои болячки. А если человек действительно хочет что-то изменить в своей жизни, то за такого стоит браться. И все опять-таки, зависит от характера его болезни и его желания. Шаман, на самом деле, никого не лечит, а дает силу для того, чтобы человек вылечился. А выздоровеет он или нет, зависит от самого человека. Вот я алкоголиков никогда лечить не буду. Потому что алкоголизм такая вещь, которую человек сам выбирает. Он идет к этому сознательно, ну и пусть идет — это его путь. А вот наркоманию я лечу и успешно. У каждого шамана свои представления о том, какие растения использовать, а какие вещества не использовать вовсе. Даже окуривание один шаман производит можжевельником, другой — чабрецом, третий — полынью. Радда: К какой традиции вы принадлежите, от кого приняли посвящение? Эльвиль: Со мной все сложно. Моя мать родилась в одном из поселков близ священной реки Молога там, где по преданию находятся Врата рая. Отец родом из Дикого Поля, из приказахских степей. В моем роду были марийцы, татары, одна из бабок — карелка, сестра — киргизка, жена — хакасская тувинка. Приобщался к духам я у шамана, который был коряк керекского происхождения. Посвящение, или обряд передачи духов я проходил у тувинских шаманов. Иван Ядне, мой побратим, ненецкий шаман. Поэтому в своих книгах я представляю синтез шаманских традиций. Я считаю, что такой подход сейчас и нужен, потому что рано или поздно шаманизм все же придет к согласию, к формированию единой философии, выявлению общего, будь то у тувинцев, у чукчей, у африканцев. Чем-то похожим занимался известный исследователь Мирча Элиаде, написавший книгу «Шаманизм, архаические техники экстаза». В каком-то смысле я продолжаю его работу по синтезу шаманских традиций. В ходе исследований выявился древний протопласт, когда шаманизм был однороден на всей территории Земного шара. Это потом одни народы пошли на север, другие на юг. Древняя модель начала расслаиваться, впитывая те или иные условия жизни. Шончалай: В дополнение хочу сказать, что ценность книг Эльвиля в том, что ему удалось объединить разрозненные знания, которыми веками владели шаманы различных традиций. Эта система очень близка всем шаманам вне зависимости от национальности. На нее легко ложатся местные взгляды, национальные и родовые знания. Я думаю, что у Эльвиля уникальная подача материала, объединяющая различные традиции. Радда: А чем вы занимаетесь в настоящее время? Эльвиль: Индивидуально обучаю шаманским техникам. Без рекламы. Кому это действительно нужно, тот найдет. Проводится работа в Обществе исследователей протокультуры «Мезосознание?», которое занимается вопросами шаманизма и традиционных религий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Совершаются экспедиции, производится запись фольклора. В прошлом году во время летней экспедиции по Хакассии и Тыве было собрано около 100 неизвестных шаманских текстов. Это сказания о древних шаманах, о святых сакральных местах, о духах. Есть также Театр шаманских мистерий «Камлат-кам», издается журнал. Сейчас мы с Шончалай готовим новый проект: школа северного танца и психоэнергетики «Танцующий Кутх». Танец — это основа, на которую будут накладываться элементы шаманского содержания. В ансамбле «Камлат-кам» мы занимаемся постановкой шаманских мистерий. Это реконструкция мистерий XVIII — XIX вв. Естественно, они короче, потому, что реально мистерии проводились в течение всей ночи, а то и нескольких дней. Но сейчас, к большому сожалению, это направление не востребовано. В мистериях применяется много уникальных музыкальных инструментов, например чатхан. Чатхан — это 1,5-метровый ящик со струнами, имеющий очень красивый звук. Хороший чатхан стоит у мастера около 1000 долларов. Также применяются хомусы, моринхуур, бубны, топшуур, ксилофонная установка, поющий лук. Когда-то мы ставили и шаманские трюки, например, отрезание языка, протыкание тела стрелами. Сейчас мы планируем сделать мистерию «Хаджа-Хан — легенда о великом фаллосе», на основе сакрального фольклора тувинцев, хакасов, кетов и других народов Сибири. Шончалай: Мистерии были для древних людей единственным способом получения информации о древней истории и культуре своего народа. Из мистерии люди узнавали о мире и его законах. Мистерия воспринималась чувствами, оседала где-то внутри. Каждый слушатель в глубине своего сознания участвовал в действии, экстатически перевоплощаясь то в богатыря, то в шамана, то в духа. Происходила передача лучших навыков и лучших традиций. Это было кино и книга одновременно — источник информации, передача культурных и морально-этических законов. Человек узнавал, что такое хорошо и что такое плохо, учился на ошибках других. В наше время восприятие сказки утеряно. Только дети способны буквально чувствовать сказку, для них все персонажи живые. В городе дети рано «взрослеют» и перестают жить в сказке. Эльвиль: Цикл мистерий начинается с весеннего равноденствия. Мистерии — это прикосновение к Духу, прикосновение к самому важному в шаманизме, к тайне бытия. Зрители могут стать участниками, а участники — зрителями. Все вовлечены в этот процесс: здесь и конкурсы, и соревнования, и сватовство. Происходит приобщение к миру духов, к сакральным представлениям. Мистерии устраиваются для того, чтобы следующий год был хороший, чтобы было здоровье, посетила удача. Мистерии — это важнейшая часть древней культуры, а сейчас — необходимое условие для самоопределения и развития малых народов России. Современный человек, особенно горожанин, оторванный от природы, утратил связь с миром живой природы, он гонится за материальной выгодой и не верит в духов и заклинания. Однако они существуют, стоит только захотеть, и можно почувствовать, что все вокруг живое. Деревья и реки, дороги и дома, все имеют свой характер, свою индивидуальность. Можно пообщаться с духом леса и озера. Только не надо думать, что сознание горной реки и горы сходны с сознанием человека. Это другой мир. Он живет и развивается по своим законам, а когда человек грубо вмешивается в эту жизнь, не прислушиваясь к тому, что говорят духи природы, он наносит непоправимый вред всему живому организму Земли. Шаманизм, как никакая другая из религий, обращает человека к живой Природе, к пониманию того, как мы все связаны с ней. источник: www.wop.ru |