Различные варианты легенды о поезде-призраке присутствуют
в современной мифологии многих стран. Кое-где эти легенды наполнены
откровенно мистическим содержанием, подобно общеизвестным рассказам
о Летучем Голландце. Однако, по мнению ряда ученых, явление
поезда-призрака относится, скорее, к разряду топологических
аномалий, нежели к банальной мистике. Самый ранний из найденных
зарубежных источников информации об этом странном явлении
датирован 1926 годом. Прослеживается довольно любопытная
закономерность: интерес к истории с таинственным
поездом возникает в мировой прессе с периодичностью около
четырех-пяти лет.
"Отечественный фактор" истории про "летучего
итальянца" – всего лишь умелая мистификация
талантливого журналиста Николая Черкашина, перу которого принадлежат
практически все статьи о таинственном поезде, появлявшиеся в
Российской прессе за последнее десятилетие. Николай Алексеевич
Черкашин – капитан I ранга в отставке, журналист,
философ (выпускник аспирантуры философского факультета МГУ, соавтор
нескольких оригинальных пространственно-временных концепций), автор
ряда статей по маринистике, истории, загадочным и
"околоаномальным" явлениям. В настоящее
время – соб. корр. "Российской
газеты". «В ту ночь я
дежурил по железнодорожному переезду, что перед самой Балаклавой, —
рассказывал балаклавский старожил Петр Григорьевич Устименко. — Вдруг
вижу: со стороны бывшей ветки на карьер (рельсы сняли, насыпь осталась)
идет поезд. Глаза протер, думал, почудилось — ведь не могут поезда по
полотну без рельсов ходить, а он идет: паровоз и три пассажирских
вагончика. И локомотив, и весь состав не нашенские, вроде как
довоенные, а может, и того раньше. Паровоз-то на старую «овечку» похож,
вы, наверное, не помните — серия «Ов» была такая, — но не «овечка».
«Овечку»-то я хорошо знаю. До войны кочегаром на ней начинал. А этот —
ну, не видел таких — небольшой, вроде маневрового...
В
общем, идет без огней, идет со стороны горы Гасфорта, где рельсов-то и
сроду не было, да на наш главный путь и выходит. Там — с бывшей ветки —
и стрелочный перевод давно снят, а тут явственно слышу, как стрелки
лязгнули. Я успел только шлагбаум опустить. Поезд мимо меня проследовал
и пошел в Севастополь. Ну, мое дело маленькое. Я за переезд отвечаю, у
меня все в порядке, а дальше пусть диспетчера разбираются. Но вот как
он шел без рельсов?! Я даже на полотно старое выбежал — ни следов, ни
травы-кочки примятой. Чертовщина какая-то. Я еще тогда подумал — не к
добру, быть беде. И точно, утром зашумела вся Балаклава —«Новороссийск»
взорвался... «Но вы доложили начальству об этом случае?» «Да вы что?
Мне б сразу по шее надавали: мол, попиваещь на дежурстве, с пьяных глаз
и померещилось». «А может, был грех... — попробовал Николай Андреевич
перевести все в шутку». «Обижаете старика, — покачал головой Устименко.
— У нас семья из молокан была. Насчет спиртного строго. Я и сейчас
водку на дух не переношу. А историю эту рассказал, потому как знамение
это было.
Перед всякой бедой чудеса разные случаются.
Вот старики рассказывали — перед балаклавским землетрясением «Черного
принца» в море видели...» О недобрых предзнаменованиях «новороссийской»
трагедии давно уже ходили разные истории. Даже старший штурман линкора
(ныне капитан 1-го ранга в отставке) Михаил Романович Никитенко без
тени улыбки сообщал, что в канун взрыва (кстати, Никитенко в роковую
ночь был дежурным по кораблю) его жена увидела необыкновенный сон:
множество людей поднимается по широкой красивой лестнице в небо. за
облака... Но нужны были факты... О случае на балаклавском переезде
Черкашин вспомнил четыре года спустя, когда прочитал в газете «Слава
Севастополя» от 12 августа 1992 года заметку «Поезд-призрак на дорогах
Украины». «14 июля 1911 года с римского железнодорожного вокзала в
«круиз», устроенный фирмой «Санетти» для богатых итальянцев, вышел
прогулочный поезд. 106 пассажиров осматривали достопримечательности,
окружавшие новый участок дороги. Поезд приближался к супердлинному
тоннелю. И вдруг начало происходить что-то ужасное. По свидетельству
двух пассажиров, успевших выскочить на ходу, все вдруг покрылось
молочно-белым туманом, который по мере приближения к тоннелю густел,
превращаясь в вязкую жидкость. Поезд вошел в тоннель и... пропал. После
этого происшествия тоннель заложили камнями, а во время войны в него
попала авиабомба. Возможно, об этом случае и забыли бы, если бы
трехвагонный призрак не появился... недалеко от села Заваличи
Полтавской области на переезде дежурной Елены Спиридоновны Чебрец.
Поезд
с наглухо закрытыми шторами, открытыми дверцами и пустой кабиной
машиниста двигался абсолютно бесшумно, давя разгуливающих по полотну
кур. Исследовать этот феномен прибыл председатель комиссии по изучению
аномальных явлений при Академии наук Украины В.П. Лещатый. В его
записях, датированных сентябрем 1991 года, высказывается версия, что
поезд каким-то образом прошел сквозь время. Лещатый вспоминает и записи
известного мексиканского психиатра 40-х годов XIX века Хосе Саксино о
том, как однажды в Мехико появились 104 итальянца, в течение недели
попавшие в психиатрическую лечебницу, так как утверждали, что прибыли в
Мехико из Рима на поезде.
Лещатый сделал анализ
верхнего слоя на стенах и окнах одного из вагонов загадочного поезда.
Это оказалось вещество, похожее свойствами на порох...» А не этот ли
поезд видел на балаклавском переезде Устименко? Много похожего: паровоз
иностранного образца, три вагона... Если поезд-призрак обнаружился в
1991-м году под Полтавой, почему он не мог появиться в 1855-м под
Балаклавой? Писатель-маринист еще больше укрепился в этой мысли после
того, как побывал на горе Гасфорта с севастопольским краеведом Евгением
Веникеевым.
Они поднялись туда, чтобы осмотреть
остатки итальянского кладбища, устроенного на горе в 1855 году (здесь
похоронены солдаты сардинцы, погибшие при штурме Севастополя в Крымскую
войну) и стертого с лица земли через сто лет по распоряжению советских
властей. Никто так и не смог объяснить, почему была взорвана прекрасная
часовня на итальянском кладбище в мае 1955 года. Обычный вандализм в
порядке «борьбы с проклятым прошлым». Но кто выстрелит в прошлое из
ружья, в того будущее выпалит из пушки. И динамитная шашка, заложенная
под старинную часовню, обернулась чудовищным взрывом под днищем
«Новороссийска». ...Они бродили по плоской вершине горы Гасфорта меж
обломков мраморных плит, заросших на местах бывших клумб
кактусами-опунциями. Немецкие снаряды пощадили старинную усыпальницу...
Веникеев же рассказывал про первую оборону: «Сюда, к итальянскому
лагерю на горе Гасфорта, англичане провели из Балаклавы железную
дорогу... Потом ее сняли. Но насыпь осталась. Ветка из Балаклавы в
Севастополь проходит как раз по той, намеченной еще англичанами
трассе». Вот как?! Значит, поезд-призрак шел по следам снятых шпал?
Он
шел по траектории бывшей железной дороги... Но если это был тот самый
злосчастный поезд, зачем он приходил сюда, в этот глухой уголок Крыма?
Забрать души итальянских солдат, растревоженных майским взрывом
последнего их прибежища — купола часовни? Или у кого-то из 104
пассажиров здесь были погребены родственники и они приехали отдать им
последний долг? А может, они, эти сгинувшие пассажиры, могли как-то
отомстить за поруганное кладбище из своего временного плена, вмешались
в земную причинно-следственную связь — и «Юлий Цезарь»—«Новороссийск»
взлетел на воздух? Простор для предположений огромен. Кто же не знает,
что время — это особого рода хрональное поле, неразрывно связанное с
электромагнитной энергетикой пространства? А если предположить, что
наряду с законом сохранения вещества и энергии существует и закон
сохранения времени, правда, никем пока не доказанный? И «прожитое»
время не исчезает. Вечность прошлого равна бездне будущего. Прошлое
существует реально, а не в чьей-либо памяти, даже если эта память —
совокупный опыт всего человечества. За каждым из нас самих — некая
топографическая картина. У каждого тела есть своя траектория движения,
роста, полета. Совокупность этих траекторий укладывается в русло общего
течения времени.
Ведь
всякое значительное преобразование пространства влечет за собой и
временные аномалии. Сверхдлинные тоннели, сверхглубокие шахты,
сверхвысокие башни — все эти пространственные новообразования меняют,
пусть и не очень ощутимо, движение времени, подобно тому, как плотины,
водосборы, каналы меняют течение реки. Сеть железных дорог, пожалуй,
самое масштабное творение человечества. Это сооружение воистину
планетарного размаха. Металлическая сеть, покрывающая с той или иной
плотностью наши континенты, бесспорно, влияет на естественное
геофизическое поле Земли, а значит, и на ее хрональные процессы, то
есть на ход времени. Железнодорожная сеть — сеть не плоскостная, а
сферическая; она повторяет кривизну земного шара. А там, где плоскость
переходит в сферу, там трехмерное пространство переходит в двухмерное и
наоборот (вспомним перекрученную ленту Мебиуса), то есть
железнодорожная сеть есть граница-сопряжение по меньшей мере двух, а по
большей — нескольких пространств. Но пространство вовсе не «сосуд
времени», как время отнюдь не наполнение пространства. Это единая
среда, процесс, условие — как ни назови, — их взаимосвязь. Наконец,
железные дороги — это ускорители времени, своего рода синхрофазотроны,
где вместо атомных частиц ускоряется перемещение частиц человечества —
людей. Поезда ускоряют наше биологическое время.
И,
возможно, ни одна поездка не проходит бесследно для нашего внутреннего
душевно-биологического строя. И последнее, что надо принять во
внимание: рельсы, пути, ветки, магистрали довольно долговременно и
точно привязаны к определенному пространству, как бы формируя его
координатный скелет. Итак, наложите все вышеперечисленные
обстоятельства одно на Другое — и вы поймете, что железная дорога
опасна не только колесами своих локомотивов, но и своими
пространственно-временными анома100 ВЕЛИКИХ ТАЙН 254 лиями, их
стихийной игрой, совершенно не тронутой лучом познания. Теперь
вспомним, что незадолго до исчезновения римского поезда в Италии
произошло мощное землетрясение с эпицентром в районе Мессины.
Чудовищные трещины и провалы возникли не только в каменистой почве, но
и в хрональном поле. Если предположить, что «мессинская блуждающая
хрональная дыра» сконцентрировалась над гигантским горным тоннелем, то
именно она, эта хрональная аномалия, и могла перевести поезд из нашего
обычного трехмерного пространства в четырехмерное, где время
(хрональное поле), помимо длительности, приобретает новую
характеристику — глубину.
Поэтому злосчастный состав,
выпав из своего обычного векторного времени, стал свободно перемещаться
из настоящего как в прошлое, так и в будущее. Но поскольку движение его
определялось жестко схваченными пространственными координатами
(рельсовой колеёй), то появляться он мог только там, где когда-то
лежали рельсы, или там, где их когда-нибудь проложат в будущем. Так под
Балаклавой поезд-призрак шел по колее 1855 года, проложенной
английскими войсками. А в Мексику он мог прибыть по железнодорожной
магистрали, которую, видимо, все-таки проложат в XXI веке, соединив
Азию и Америку великим рельсовым путем через Чукотку и Аляску. Такой
проект рассматривался еще в начале века, не потерял он актуальности и
сейчас. Так что, проследовав в XXI веке по Чукотско-Аляскинской
магистрали, поезд мог «вынырнуть» в XXI столетии на пригородных путях
близ Мехико, а пассажиры по каким-либо причинам — покинуть поезд. По их
субъективному времяощущению это событие могло произойти сразу же, как
только поезд вошел в тоннель. А дальше, оставшись без своих вагонов,
которые умчались в иной век, все они и в самом деле оказались в строгой
изоляции психлечебницы, что, в общем-то, спасло их от нечаянного
вторжения в причинно-следственные связи событий истории.
В
противном случае они просто бы никогда не родились. Поезд же двинулся
обратно в Рим, как до сих пор кажется его машинисту, продолжая пугать
своим внезапным появлением станционных смотрителей всех времен и
народов. Председатель комиссии по изучению аномальных явлений при
Академии наук Украины Василий Петрович Лещатый 25 сентября 1991 года
подстерег загадочный поезд на переезде в селе Заваличи. Он прыгнул на
подножку призрака и... больше его никто не видел... «Поезд, сообщает
газета «Форум», так и продолжает курсировать через переезд Елены
Спиридовны Чебрец. Желающих исследовать этот феномен пока не нашлось».
|