Слово "тональ" на языке
ацтеков Центральной Америки означает физическое бытие и материальную
реальность. Все обусловлено временем - то есть все проявляется в
определенной форме лишь на некоторый период, на частицу времени. В
тонале дух одушевляет, или наделяет жизнью, различные формы. Пока форма
может поддерживать свое бытие, она живет, но когда поток энергии
прерывается, то упорядоченное выражение Жизненной Силы в этой форме, в
данном месте и времени прекращает свое существование. Индивидуальность
существа, задуманного и воплощенного в эту форму жизни через
одушевление Жизненной Силы, возвращается туда, откуда она пришла,- в
нагваль. Дух не может умереть, иначе умрет Бог. Жизненная Сила и Закон
передаются к нам прямо от Великого Духа; наша индивидуальность является
частью Великого Духа и пользуется Законом и Жизненной Силой для своего
материального выражения. Это есть Закон нашего бытия.
Слово "нагваль" также происходит из языка ацтеков и означает
"скрытый" или "обманчивый". Оно обозначает реальность, скрытую за
личиной вещества, - иными словами, нематериальную реальность. В нагвале
индивидуальная сущность познает вечность, так как там не существует
времени.
Итак, выслеживание цели привело нас к новому осознанию: это не
обычный процесс охоты и ловли добычи, как если бы она была чем-то
совершенно независимым от нас самих. Накапливая силу, мы сами
изменяемся под ее воздействием. Позвольте вкратце повторить: чтобы
"поймать" шаманскую силу, вам нужно оказаться в нужном месте, в нужное
время, стать частью среды, где обитает сила, а затем двигаться вместе с
нею.
В древние времена дерево было символом связи между временным и
физическим, с одной стороны, и вечным и духовным - с другой. Римские
завоеватели в древней Британии иногда называли кельтских друидов
"пастырями деревьев", так как друиды часто разговаривали с деревьями и
молились своим богам в священных рощах. Шаманы северных культур
Британии, Европы и Скандинавии сравнивали Космос - целостность бытия -
с живым деревом, развивающимся организмом, обладающим собственным
разумом и осознанием. Поэтому в наших поисках шаманской силы нам нужно
учитывать символику Космического Древа. Скандинавские шаманы называли
его Древом Иггдрасиль. Иггдрасиль - старонорвежское название,
означавшее "скакун Игга", а Игг - одно из имен Одина, скандинавского
бога, называемого в мифологии "всеобщим отцом" или "отцом всего
сущего". Скакун Одина был мифологическим существом, способным
путешествовать в другие царства бытия. Поэтому Древо Иггдрасиль
символизировало доступ к другим мирам - иным уровням реальности.
Космическое
Древо включало несколько уровней бытия и осознания, которые часто
назывались "мирами". Это ограниченные зоны, или уровни реальности. Их
можно сопоставить с различными аспектами разума: нормальным
бодрствующим сознанием, подсознанием, бессознательным и высшим
состоянием осознания, которое можно назвать "сверхсознанием".
Хотя бывает необходимо подразделить разум таким образом,
пытаясь понять его функции, важно помнить о том, что сам разум есть
единое целое. Поэтому, работая с сознательным, подсознательным,
бессознательным и сверхсознательным, мы в действительности имеем дело с
аспектами одного разума. Космическое Древо иллюстрирует этот глобальный
принцип.
Материальный мир явлений и бодрствующего сознания находился в
середине и был представлен стволом Космического Древа. Над ним
находилось высшее состояние осознания, символизируемое кроной дерева.
Под ним располагалось нижнее царство подсознательного и
бессознательного, представленное корнями дерева и почвой вокруг них.
Вода, питающая почву бессознательного, поднималась из Колодца Вюрд, или
Колодца Судьбы, где прошлые дела проходят через горнило Времени,
воздействуя на настоящее и будущее.
У Космического Древа имелся не только вертикальный, но и горизонтальный план. Многомерная
структура Космоса покоилась на основе, имеющей форму снежинки и в
упрощенном виде представленной символом диагонального креста с
вертикальной линией, пересекающей его центр.
Символ снежинки дополнял и акцентировал еще один древний символ
креста, вписанного в круг. Этот двухмерный образ указывал на
существование центральной оси, или веретена, добавляя понятия "верха" и
низа" к четырем направлениям - влево, вправо, вперед и назад. Поэтому в
физическом мире он означал: "Небо наверху, земля внизу, запад, восток,
север и юг".
Понятия света и тьмы в древней северной традиции тоже приобрели
весьма глубокое значение. Свет наверху был представлен Космическим
Огнем, а тьма внизу - Космическим Льдом, который считался "уплотнением"
темной энергии. Союз противоположных сил огня и льда, света и тьмы, ян
и инь, мужского и женского божественного начал породил мир явлений "в
середине всего сущего".
Шаман рассматривал все полярные силы во Вселенной как
противоположные части одного целого. Поэтому, встречаясь с одной из
этих сил, он не забывал о ее двойственной природе. День и ночь, к
примеру, рассматривались не как отдельные феномены, но как разные
выражения одного и того же явления. Вещество было "плотным" проявлением
невидимого духа. Смерть рассматривалась не как прекращение жизни, но
как один из ее аспектов: высвобождение из одной формы бытия и переход к
другои.
Проявление в мире физической реальности также происходит в двух
основных аспектах - вещественном и энергетическом,- которые равнозначны
и взаимозаменяемы. Энергия содержалась в ткани Вселенной, из которой
формировалось вещество, а вещество в конечном счете возвращалось к
первичной энергии, из которой оно произошло. Таким образом, Вселенная в
древности считалась сознающей, живой, органической и развивающейся
Сущностью, которая, как и все остальное, подчинялась законам
собственного бытия. Человечество и иные формы жизни рассматривались как
часть этого великого целого.