Австралийские посвящения
Как мы
помним, в нескольких рассказах о посвящении австралийских знахарей, где
в центре внимания находилось символическое умерщвление и воскрешение
кандидата, лишь упоминалось о его вознесении на Небо. Но существуют
другие формы посвящения, в которых вознесение играет существенную роль.
У вираджуров наставник посвящения внедряет скальные кристаллы в тело
неофита, вследствие чего тот может видеть духов. Затем наставник
провожает его к гробу, и, в свою очередь, уже умершие дают ему
магические камни. Кандидат встречает также змея, который становится его
тотемом и провожает его в недра земли, где находится много других
змеев: скользя по нему, они втирают в него магические силы. После этого
символического нисхождения в Ад наставник готовится к введению
кандидата в лагерь Баяме, Наивысшего Существа. Чтобы попасть туда, они
взбираются по веревке, пока не встретят Вомбу, птицу Баяме. "Мы
проходили через облака, рассказывал неофит, а с другой стороны было
небо. Мы входили через дверь, которая открывается и закрывается очень
быстро и через которую проходят знахари". Если дверь касалась
кандидата, то он терял магическое могущество и, возвратившись на землю,
уже не сомневался в своей смерти.
Перед нами
здесь почти полная схема посвящения: нисхождение в низшие пространства,
после чего следует восхождение на Небо и получение шаманских умений от
Всевышнего Бога.
Дорога в высшие пространства трудна и опасна: очень важно, например,
попасть наверх во мгновение ока, прежде чем закроется дверь. (Этот
мотив характерен для посвящений, мы его встречаем и в других регионах.)
В другом
рассказе, также записанном Ховиттом, речь идет о веревке, с помощью
которой кандидат с завязанными глазами поднимается на скалу, где
находится та же магическая дверь, которая открывается и закрывается
очень быстро. Кандидат и его наставники входят внутрь скалы, и там ему
развязывают глаза. Он находится в ярко освещенном помещении, на стенах
которого блестят кристаллы. Кандидат получает несколько этих
кристаллов, и его учат пользоватся ими. Затем, все так же подвешенного
на веревке, его переносят воздушным путем в лагерь и помещают на
верхушку дерева.
Эти обряды и
мифы посвящения включены в намного более общие верования относительно
способности знахарей достигать Неба при помощи веревки, ленты, просто полета
или подъема по ступенькам спиральной лестницы. Многие мифы и легенды
говорят о первых людях, которые возносились на Небо, взбираясь на
дерево: у предков маров был обычай восхождения на Небо и нисхождения с
него именно по такому дереву.
У вираджуров первый человек, сотворенный Всевышним Существом, Баяме,
мог входить на Небо сначала по горной тропинке, а затем поднимаясь по
ступенькам вплоть до Баяме, как это делают знахари вурунджеров и
вотджобалуков и по сей день. Юинские знахари возносятся до Дарамулуна, который дает им лекарства.
Миф эуахлаев
рассказывает о том, как знахари достигли Баяме: они несколько дней шли
с северо-запада, пока не дошли до подножия великой горы Уби-Уби,
вершины которой терялись в облаках. Они восходили на нее по каменным
ступеням в форме спиральной лестницы и под конец четвертого дня
достигли вершины. Там они встретили Духа-посланца Баяме; он призвал
духов-слуг, которые внесли знахарей через отверстие на Небо.
Таким
образом, знахари могут бесконечно повторять то, что первые (мифические)
люди сделали однажды в мифические времена: подняться на Небо и низойти
на землю. Поскольку способность вознесения (или магического полета)
принципиальна для карьеры знахаря, то шаманское посвящение включает
ритуал вознесения. Даже когда не упоминается непосредственно об этом
ритуале, он каким-то образом присутствует неявно. Скальные кристаллы,
играющие существенную роль в посвящении австралийского знахаря,
отличаются небесным происхождением или по крайней мере имеют отношение
- хотя иногда только посредственное - к небу. Баяме восседает на троне
из прозрачного кристалла. У эухлаев сам Баяме (= Бойерб) сбрасывает на землю кусочки кристалла, несомненно отколотые от его трона. Трон Баяме является небосводом. Кристаллы, отколотые от трона, - это "застывший свет". Знахари представляют Баяме как существо, во всем подобное другим знахарям, за исключением "света, излучающегося из его глаз".
Иными словами, они чувствуют наличие связи между состоянием
сверхъестественного существа и обилием света. Баяме осуществляет также
посвящение молодых знахарей, окропляя их "святой и могущественной
водой", которая воспринимается как жидкий кварц (там же). Все это
означает, что шаманом становятся после наполнения "застывшим светом",
то есть кристаллами кварца; эта операция приводит к изменению статуса
кандидата: он становится знахарем, вступая в мистическое единство с
Небом. Если проглотить один из этих кристаллов, то можно полететь на
Небо.
Подобные
верования мы встречаем у негритосов Малакки (см. выше, примеч. 48 в
главе II). В своей терапии хала использует кристаллы кварца -
полученные от духов воздуха (сенои), или изготовленные им самим из
магически "застывшей воды", или, наконец, отколотые от кусочков,
которым Всевышнее Существо позволило упасть с неба.
Вот почему эти кристаллы могут отражать то, что происходит на земле
(см. ниже). У шаманов морских даяков из Саравака (Калимантан) есть
"световые камни" (light stones), отражающие все, что происходит с душой
больного, и таким образом открывающие, где она блуждает.
Молодой вождь племени эхатисахт нутка (остров Ванкувер) встретил
однажды магические кристаллы, которые шевелились и сталкивались. На
несколько кристаллов он набросил свой наряд и взял четыре из них. Шаманы квакиутлов получают свое могущество через кристаллы кварца.
Как мы
видим, скальные кристаллы - в тесной связи со Змеем-Радугой - дают
способность вознесения на Небо. В других регионах те же камни приносят
способность летать - как, например, в американском мифе, записанном
Боасом,
в котором юноша, взобравшись на "блестящую скалу", покрывает себя
скальными кристаллами и сразу же начинает летать. Та же концепция
твердого небосвода объясняет свойства метеоритов и громовых камней, -
упавших с Неба, насыщенных магико-религиозным свойством, которое можно
использовать, передавать, рассеивать; это некоторый новый очаг
уранической (небесной) святости на Земле.
В связи с
этим ураническим символизмом следует также вспомнить мотив кристальных
гор или дворцов, встречающихся героям в их мифических приключениях, -
этот мотив сохранился также в европейском фольклоре. Наконец, более
позднее порождение того же символизма мы видим в камнях на лбу Люцифера
и падших ангелов (в некоторых вариантах камни оторвались во время
падения), бриллиантах в голове или в горле змей и т. д. Разумеется,
здесь мы имеем дело с чрезвычайно сложными верованиями, неоднократно
преобразованными и переоцененными, фундаментальная структура которых,
однако, по-прежнему остается ясной: всегда речь идет о кристалле или
магическом камне, который оторвался от неба и, хотя и упал на землю,
по-прежнему распространяет ураническую сакральность, то есть
ясновидение, мудрость, способность угадывать, умение летать и т. п. Скальные
кристаллы играют принципиальную роль в австралийской магии и религии, и
их значение не меньшее на всем пространстве Океании и обеих Америк. Их
ураническое происхождение не всегда точно зафиксировано в
соответствующих верованиях, но забвение первичного смысла -
распространенное явление в истории религий. Для нас существенным
является указание, что знахари в Австралии и в других регионах
необъяснимым образом связывают свои способности с присутствием этих
кристаллов в своем теле. Это значит, что они чувствуют себя не такими,
как остальные люди, в связи с ассимиляцией - в самом конкретном
значении этого слова - святой субстанции уранического происхождения. Другие формы ритуала вознесения
Для того
чтобы хорошо понять комплекс религиозных и космологических идей,
лежащих в основе шаманистической идеологии, следовало бы просмотреть
целый ряд мифов и ритуалов вознесения. В следующих главах мы
проанализируем некоторые самые важные мифы и ритуалы, но в полном
объеме эта проблема не может быть здесь обсуждена, и нам придется
вернуться к ней в одной из последующих работ. Пока что достаточно будет
дополнить морфологию вознесения в шаманских посвящениях несколькими
новыми аспектами, не претендуя при этом на исчерпание всей темы. У жителей
острова Ниас тот, кому суждено быть жрецом-пророком, вдруг исчезает,
похищенный духами (очень вероятно, что они уносят юношу на небо); он
возвращается в деревню через три или четыре дня, в противном случае его
начинают искать и находят обычно на верхушке дерева, где он
разговаривает с духами. Он кажется сумасшедшим, и следует принести
жертвы, чтобы он вновь обрел рассудок. Это посвящение включает также
ритуальный ход к могилам, к потоку и к горе.
У
ментавайцев будущий шаман заносится на небо небесными духами и там
получает чудесное тело, подобное их телам. Обычно он заболевает и
представляет себе, что восходит на Небо.
После этих первых симптомов осуществляется церемония посвящения
наставником. Иногда во время посвящения или непосредственно после него
шаман-неофит теряет сознание, а его дух возносится на небо в челне,
который несут орлы; там он разговаривает с небесными духами и просит у
них лекарства.
Как мы
сейчас убедимся, инициационное вознесение дает будущему шаману
способность летать. Практически во всем мире шаманам и ведьмам
приписывается способность летать, преодолевать во мгновение ока
огромные расстояния и становиться невидимым. Трудно определить, у всех
ли магов, утверждающих, что они способны переноситься в пространстве,
было экстатическое переживание в период обучения или это был только
ритуал со структурой вознесения, - то есть обрели ли они магическую
способность летать в результате посвящения или же вследствие
экстатического переживания, которое стало предвестником их шаманского
призвания. Можно допустить, что по крайней мере часть из них
действительно обрела эту способность в результате и посредством
посвящения. Во многих сообщениях, свидетельствующих об умении шаманов и
чародеев летать, не указан способ получения этой способности, но вполне
вероятно, что это умалчивание объясняется несовершенством самих
источников.
|