Про кормление духовИз
Красноярска в Кызыл раз в день летает старенький ЯК-40. Внутри там все
по-домашнему, без этих самолетных строгостей. Похоже на маршрутку в
Купчино. Дерматиновые кресла ножичками порезаны, хуями и сердечкам
изрисованы. Стюардессы - усталые женщины того возраста, когда теплую
одежду предпочитают чистой, еще на земле раздают пассажирам лимонад
«Дюшес», конфеты «Взлетные» и журналы. Нам с Митей достается журнал ОМ
за 2001-ый год.
Мы с писателем Митей летим в Туву по заданию
питерской Афиши. Четыре года назад в кургане Аржан-2 эрмитажные
археологи нашли 26 кг фантастически красивого скифского золота. По
задумке редакции, материал, приуроченный к первому показу находок,
должен состоять из двух частей. Первая – собственно золото, его
реставрация в Эрмитаже и все такое. Вторая – место находки и туземный
быт тувинского села Аржан. Перед отъездом я вытащил из Сети все, что
там было про Аржан-2. Самое интересное – это открытые письма туземцев в
разные газеты, журналы и ЮНЕСКО с требованием все золото закопать
назад, поскольку разбуженные и злые с недосыпу духи за неимением в
географической доступности святотатцев - археологов, повадились гадить
в село Аржан, от чего в селе Аржан случилось одно убийство, две кражи
сельхозинвентаря, угон скота и повальный алкоголизм, которого раньше не
было. Если же вернуть золото невозможно, писала от имени односельчан
учительница географии, то народ согласен получить 20% от найденного, с
тем чтобы частью суммы компенсировать моральный вред, а на остатки
нанимать шаманов для кормления духов. В настоящее же время, жаловалась
учительница в ЮНЕСКО, аржанцы вынуждены кормить духов за свой счет,
отрывая от детей малых те крохи, что еще не пропили их, понукаемые к
пьянству нежитью, отцы. Мы с Митей собираемся накормить духов за
счет своих командировочных. Тем более, что наличие шамана решает мою
главную проблему – как снять место находки так, чтобы на фотографии
было еще что-то, кроме заснеженной евразийской степи. Таксист,
узнав, что нам нужны шаманы, уверенно везет нас в центр города. На
берегу Енисея, слева от обелиска «Географический цент Азии», замечаем
юрту, вокруг которой расставлены тотемные столбы. « Вам туда», -
говорит таксист. В юрте пусто и холодно. Рядом с юртой – бревенчатый
дом. На двери табличка « Общество шаманов «Дунгур». Школа шаманского
искусства». Заходим, напустив в жарко натопленные сени тумана. Дощатые
полы цвета охры, светло-голубой водоэмульсионкой выкрашенные стены,
запотевшие оконца. В большой комнате за длинным столом обедают шаманы.
На стенах бубны, трещотки, колотушки, пучки травы, чучела всяких птиц и
зверей. Из-за стола поднимается невысокая коренастая тувинка средних
лет, одевает на голову нечто, венчаемое чучелом совы, выходит к нам в
сени, спрашивает, кто мы и чего хотим. Мы говорим, что мы Митя и Сережа
- журналисты из Петербурга. Женщина говорит, что ее зовут Айчюрек Оюн,
но мы, русские, можем называть ее Черная Луна, и что она – личный шаман
президента республики Тува. Мы говорим, что нам очень приятно, и что мы
бы хотели покормить духов. Черная Луна отвечает, что это можно, и
спрашивает, каких духов и где мы хотим кормить. На это мы говорим, что
кормить будем всех, сколько их ни соберется на кургане Аржан-2. Черная
Луна говорит, что на Аржане очень сильные духи и ничего не получится,
потому что кормить таких сильных, злых и голодных духов может только
очень сильный шаман, такой у них только один, но он, к сожалению, в
районе на выезде. Может, - спрашиваем мы с Митей, - обойдемся шаманом
попроще? Черная Луна, говорит, что это опасно и что сама она не может
взять на себя ответственность. А кто может? – спрашиваем. Наш
президент, - говорит Черная Луна. У него сейчас как раз прием граждан
по личным вопросам в краеведческом музее. Езжайте к нему. Едем в
музей. Сообщаем бабульке на входе, что мы Сережа и Митя, журналисты из
Питера, и просим отвести нас к Президенту Тувы для приема по личным
вопросам. Бабушка чуть в обморок не падает и слабым голосом вызывает
директора музея. Директор сердито говорит, что Президент Тувы не
принимает граждан в краеведческом музее, для приема граждан у него есть
целый Дом правительства. И вообще, тут как-то вот такие же приходили,
отвлекали работников дурацкими вопросами, после чего музей не
досчитался ценного чучела дикого кота манула. Озадаченные, мы с
Митей решили, на всякий случай, обойти здание музея вокруг. Рядом с
калиткой служебного входа на зеленом заборе под табличкой «Ул. Ленина,
12» объявление: «Пожизненный Президент тувинских шаманов. 10 рублей.
Вход со двора.» Заходим во двор. В дворе – избушка. На дверях – большой
щит из толстого картона. Синими буквами: «Человек года! Пожизненный
президент тувинских шаманов! Член Нью-йоркской академии наук! Доктор
исторических наук! Народный писатель республика Тува! Человек – Солнце
Монгуш Кенин-Лопсан! Вход 10р.» За дверью – предбанничек, народ ждет
приема. На стене висит машинописный листочек, озаглавленный :
«Прейскурант услуг». Дальше непонятно, потому что по-тувински. Каждая
строка заканчивается ценой – 10 руб. Седьмая позиция прайса по-русски:
«Письмо запорожцев турецкому султану». И тоже - 10 руб. В общем, не
дорого. Наконец, наша очередь. Заходим. Низкая мебель из
лакированного ДСП, папки с бумагами. Секретарша записывает в приходную
книгу наши паспортные данные. Сам Президент тувинских шаманов сидит за
широким столом зеленого сукна. Ватные штаны по грудь, клетчатая
байковая рубашка, ватник. Поверх ватника – синие сатиновые нарукавники.
Садимся перед столом, рассказываем, что мы Митя и Сережа из Питера и
хотим покормить духов, но сильный шаман в районе на выезде, а Черная
Луна сама не может решить вопрос о посылке на Аржан другого шамана, а
требует от нас письменного разрешения Президента. Президент долго
молчит. Затем, видимо, решив, что из нас с Митей главный я, спрашивает:
- А ты знаешь, сколько стоит такая бумага!? - Знаю, - говорю, - ей цены нет. - А знаешь, почему я дам тебе такую бумагу? - Наверное, - говорю, - потому, что Вы человек хороший? - Нет! Я дам тебе бумагу, потому, что вы из Питера! Я там диссертацию защищал! Президент
снимает чехол с пишущей машинки, прокладывает 5 листов бумаги копиркой
и одним пальцем начинает печатать. Вдруг, поднимает глаза на Митю и
спрашивает: «А ты знаешь, что на твоем стуле Ельцин сидел?» «Не может
быть!?» - вежливо удивляется Митя. Тут глаза Человека-Солнце наливаются
яростью. Боюсь, он не понял интонации. «Так вы что, мало того, что с
пустыми руками явились, так еще и не знаете, кто я такой!??? Идите вон
отсюда!!! Хоть бы ручку привезли из Питера!!» Быстро достаю из сумки
бутылку водки и коробку конфет. Президент смягчается, прячет подарки в
ящик стола. «Очень тронут, очень тронут…». Достает из машинки написанное. Первый экземпляр кладет себе в стол, оставшиеся отдает секретарше. - Сейчас пойдете в музей и напишите в Книгу Почета мне похвалу. Потом придете, заберете письмо - А что написать-то? -
Ну, - говорит Человек-Солнце, подумав, - напишите, что за один час
беседы со мной вы поняли столько, сколько не поняли за всю жизнь. В
музее просим у бабушки Книгу Почета. Бабушка снова зовет директора.
Директор нам не доверяет, боится, что мы напишем в книге всякие
гадости. Напишите, говорит, сначала на листочке, потом я вклею. Так и
делаем. Директор, внимательно прочитав написанное, звонит Президенту и
говорит с ним по-тувински. Положив трубку, говорит нам, чтоб мы шли за
письмом. Забираем у Кенин-Лопсана письмо, долго жмем друг другу руки. Уже
в такси читаем. В верхнем левом углу исходящий номер. В вернем правом
углу: «Oт Пожизненного президент тувинских шаманов, Члена Нью-йоркской
академии наук, Доктора исторических наук, Народного писателя республика
Тува, Человека – Солнце Монгуш Кенин-Лопсан персональному шаману
Президента республики Тува Черной Луне» Текст: «Глубоковажаемая Черная Луна! Убедительно
прошу Вас оказать содействие нашим друзьям из Санкт-Петербурга
Максимишину Сергею Яковлевичу , 1964 г.р. паспорт…, прописан… и (дальше
Митины данные) в кормлении духов на кургане Аржан. С уважением, Пожизненный etc… Монгуш Кенин-Лопсан» Внизу дата, подпись и четыре печати. Таксист говорит, что без одобрения Кенин-Лапсана в Туве не принимается ни одно правительственное решение. Прочитав бумагу, Черная Луна суетится, долго с кем-то совещается по телефону. «Поедете с Серым Соколом» - говорит. Серый
Сокол оказался мужичком лет пятидесяти, с пузиком, сухая, крепкая рука.
Представился коротко: «Славик». Выслушав задачу, спросил: - Вам кормление с очагом или без очага? - А как круче? – интересуется Митя - С очагом духам уважения больше. Но это дороже будет. - Ну, тогда с очагом, конечно. Чтоб с уважением. Договорились
выехать затемно, чтоб поспеть к рассвету. Заезжаем за Славиком, он уже
в шаманской одежде. Весь увешен бубенчиками, на голове шапочка с
соколиными перьями, под мышкой бубен. Ехать нам девяносто километров. В
пути понимаем, что неправильно рассчитали время. Солнце уже на подходе,
а нам еще ехать и ехать, да и дороги никто толком не знает. Делюсь
тревогой с Митей. Митя говорит, что пофигу, где духов кормить, степь и
степь, на картинке все равно никто не разберет. Я говорю, что так
нельзя, мне журналистская совесть не позволяет. Славик предлагает выход
– сейчас он на восходе поприветствует Отца Солнце без очага, а потом уж
покормит духов на Аржане с очагом. По пояс в снегу карабкаемся на
какую-то сопку, с дороги она казалась существенно ниже. Ждем Солнце.
Холод страшный, градусов 30. Писатель Митя впервые в жизни оказался
восточнее Москвы, у него ботиночки на тонкой подошве и сам он уже весь
синий и зубами стучит. Наконец, Славик говорит, что пора. Становится на
самую вершину, глядя в объектив объявляет: « Песня Отцу Солнце!
Исполняет потомственный тувинский шаман Серый Сокол!». Бьет в бубен,
поет песню страшным горловым голосом и вокруг себя кружится. Я снимаю
лежа на снегу, чтоб Славик у меня в кадре на небо проецировался. Митя
за спиной матерится и бегает кругами, пытаясь согреться. Пальцев я уже
не чувствую, песня длинная… К Аржану-2, дважды сбившись с пути, мы
добрались часам к 10 утра. Идеально ровная идеально белая степь. Лишь
вокруг того места, где был курган, до того, как его снесли археологи,
сквозь снег проглядывают верхушки камней, которыми он, курган, в
древности был огорожен. Холод, похоже, еще усилился. Митя говорит, что
он уже все видел и из машины выходить отказывается. Говорю Славику, что
если ему не важно, где именно кормить духов, то пусть он их кормит
внутри каменной ограды, чтоб хоть какой-то рельеф у меня на картинке
был. Славик ходит какой-то потерянный, говорит, что духи очень
голодные. Внутри ограды камлать отказывается, почему - не объясняет.
Наконец, выбирает место для очага. По-пионерски, шалашиком, выстраивает
привезенные с собой щепки. Зажигает костерок, сыплет туда какую-то
крупу, кладет сливочное масло. Начинает бить в бубен. Сначала медленно,
потом быстрее и быстрее. Кружится вокруг своей оси, прыгает и снова
кружится. Глаза у Славика стеклянеют, на губах пена. Похоже, он уже не
здесь. Длится все это минут десять. Щепа прогорела. Славик падает на
снег и лежит, не шевелясь, лицом к небу. Подхожу к нему – боюсь, не
помер ли. Вроде жив, но глаза закачены. Тормошу – долго смотрит на
меня, кажется, что не очень понимает, кто я и что тут делаю. Потом
приходит в себя, садится и долго качает головой, много раз повторяя:
«Очень голодные духи…» Мы едем в село, находим учительницу
географии. Она просит передать ЮНЕСКО, что селяне подумали и, в
качестве жеста доброй воли, согласны уже не на двадцать процентов, а
всего на десять. Митя обещает передать при случае. Потом мы обедаем в
придорожной шашлычной. Серый Сокол все еще не в себе, на вопросы
отвечает невпопад и не сразу. Просит водки. Выпивает триста граммов
почти не закусывая, минут через десять падает вместе со стулом. Грузим
тело в машину и в том же бесчувственном состоянии сдаем его уже в
Кызыле Черной Луне. На вопрос, сколько с нас, та отвечает – сколько не
жалко. Платим тысячу. По-моему, это больше, чем она ожидала.
по материалам: http://www.overtone.ru/
|