Неошаманы Прибайкалья в XXI веке
Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное забвение
шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов природы,
местному населению Приольхонья удалось сохранить не только знания о
шаманских обрядах, но и веру в духов. Сложившееся в литературе мнение об
упадке сибирского шаманизма, не совсем совпадает с действительностью. На
берегах Байкала сохранились потомственные шаманы, имеющие шаманский
корень - "утха" в пятом и даже девятом колене.
Из поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря
на все запреты, передавали "из уст - в уста" родословные предания и
легенды, древние шаманские практики, искусство лечения населения
природными средствами и травами, умение входить в шаманское состояние -
"впустить онго" и способность видеть и общаться с духами. Точно так же,
как и тысячу лет назад, сегодня они обращаются с призывом к духам:
безошибочно произнося "дурдалгу" (шаманскую молитву), и выполняя
традиционную последовательность действий обряда. Большинство современных
бурятских семей, так или иначе, соприкасаются с шаманами, знают их имена
и адреса, приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и
просят шамана вернуть её, если в процессе жизни её теряют. Без души,
говорит шаман, человек может прожить не больше трех лет.
Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает
с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и святыни,
живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы, радости,
поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о древних
обычаях, в определенно установленное время приносит жертвенные
подношения духам предков и духам местности. Сегодня шаман - прежде всего
хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего народа,
знаток обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых духов.
Состояние "онго" хотя и не сопровождает многие обряды, знакомо
практикующим шаманам по личному опыту.
Характерной чертой современного шаманизма Прибайкалья является его
открытость для всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими
знаниями и демонстрируют при зрителях шаманские обряды. Яркий пример
этому деятельность ольхонского шамана В. Хагдаева.
Валентин Владимирович Хагдаев, наследственный, практикующий ольхонский
шаман в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай (родовой
улус Тонта), в 2000 г. прошел пятое посвящение "хэсэтэ боо" ("получивший
бубен"). Во время посвящения неожиданно пошел "слепой" дождь, что
расценено стариками как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный
шаман, имеет лишнюю кость: тэнгерийн тэмдэг (божественная отметина) - от
рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам Верховного
шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: "с такой отметиной шаманы рождаются
один раз в век и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной костью,
как у Валентина". Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев закончил
аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии
Бурятского научного центра СО РАН. Опубликовал монографию "Шаманизм и
мировые религии", которая в настоящее время им дорабатывается до
диссертации на кандидатскую степень. Он знает наизусть многие, ещё
неопубликованные, легенды, мифы своего народа и родовые предания,
подробно может рассказать о своей родной земле, практически о каждом
памятном месте в Тажеранской степи. Благодаря таким людям, теперь не
надо ссылаться на авторитетных европейских исследователей шаманизма, а
можно получить информацию о мире духов из первых рук, изнутри самого
шаманизма. И надо заметить, что подобная информация, ставшая доступной в
последние годы от практикующих шаманов, часто не совпадает с
распространенными стереотипами о шаманизме: "духовном каноэ",
"путешествии в мир духов через дупло или отверстие в земле", "наличии
добрых духов помощников" и т.д.
Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, ольхонский шаман В.
Хагдаев пишет: "И следует усвоить, что там, в духовном мире, куда важней
богатства и власти то, какой ты был человек - плохой или хороший, злой
или добрый и сотни подобных вопросов - ответов задают и отвечают за
тебя. Ведь в тот мир, не потащишь ни власть, ни деньги, они имеют силу
только в этом земном материальном мире. "Там" исчезают
пространственно-временные ощущения - различия, "там" мир бесформенный
или много форменный, это зависит от бедности или богатства сознания и
воображения. "Там" действительно невообразимо легко, блаженно и
невозможно полностью передать словами все те ощущения, которые
испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось
испытать мне во время моего первого шаманского путешествия и когда мне с
большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжёлый мир, в своё
тело".
Трудно отделить правду от вымысла. Доказать или опровергнуть
существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана
в другой мир или отнести все это к построениям его ума сегодня, несмотря
на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о
существовании души у человека остается открытым. И хотя эта тема выходит
за рамки настоящей публикации, основываясь на конкретных живых
свидетельствах практикующих шаманов, ниже, несколько слов с
предостережением от моды на "шаманские практики" и насильственных
попыток вхождения в измененное состояние сознания. То, что написано у
Карлоса Кастанеды, Майкла Харнера и Мирча Элиаде подтолкнуло тысячи
европейцев к экспериментам со своим сознанием. Частные случаи вхождения
в "шаманское состояние", распространенные по миру авторитетными
антропологами, стали хрестоматийным и повторяются в большинстве
последующих публикаций о шаманизме. Убеждение в возможности повторения
идентичного мистического опыта, уже известного из классических описаний
шаманизма, как шаманское путешествие, толкает людей к неоправданному
риску с экспериментами над своей психикой. Однако, стереотипы о добрых
духах-помощниках и об ощущении безмерной радости в измененном состоянии
сознания могут и не совпадать с субъективными испытанными ощущениями.
Реальность опыта некоторых шаманских путешествий свидетельствует о
полном БЕЗРАЗЛИЧИИ другой реальности к человеку, и даже её враждебности
к вторжению на её территорию. Чуждые сущности не желают контактировать
даже с эфирным телом шамана.
За пределами объяснимого мира находится область, характеризуемая
безвременьем, слитностью прошлого и будущего, отсутствием привычных форм
и следствий. В сверхъестественном мире становится возможным прямое
восприятие сгустков эмоций и чувств, существующих без форм, ощущаемых
напрямую без соответствующих зрительных образов и переживаний - сразу:
"Это" - страх, "Это" - счастье. "Это" - Истина. Ощущение глубокого
одиночества в пугающем чужом мире без знакомых образов и представлений,
встреча со своим страхом, самим собой, который в этом - другом мире без
формы и лица, тождественен "Я". Душа распадается и представляется
одновременно тремя и даже семью, такой опыт просто может не выдержать
неподготовленный разум. Нельзя вернуться в тело и проснуться, несмотря
на осознанное желание выйти из необычного состояния. И тогда одна из душ
может заблудиться в чужом мире, надолго остаться в пограничном
состоянии: с нарушением сна и "голосами" в реальной жизни. И все это
ярче и более настоящее, чем в реальной жизни. Нужен ли этот опыт,
который невозможно даже передать в словах человеческого разума? Все
сказанное содержится также только в одной фразе: "О вреде магического
овладения миром". Бурятские шаманы, говорят что без души человек не
проживет больше трех лет.
|