— Что думает по этому поводу профессор Шейкин? — Вон мой брат якут Афанасий меня нууччей называет (Афанасий Семенович действительно называет друга «нуучча — брат мой». Тот в ответ именует его «мой родной якут»). Думаете, просто так? За этим стоит исторический термин. Я не сторонник этнического энтузиазма, я «нуучча», я ученый. Вот если мне докажут конкретно на фактах, что один шаман сильнее другого, тогда еще можно о чем-то говорить, но пока я не могу таким вещам верить. Сейчас вот даже модно провозглашать себя шаманом. Ну если великий режиссер себя шаманом считает или потомственная пастушка вдруг возомнила себя удаганкой, это не повод для внесения информации в научные анналы, так, для медицинской карточки разве что… — Устал я что-то. Костюм шаманский тяжело надевать. Это сложная процедура, настоящее таинство… — вздохнул Афанасий Семенович. Поняв намек, я начинаю собираться. — Вот эту книгу возьмите — «Якутское шаманство 1929-1930 гг.» (автор Н.Д. Васильева). В ней — список шаманов земли якутской. Всего 380 шаманов. Помните их, знайте, чтите! Они достойны этого. Это мудрость народная, наша история! ____________________________ О костюме Неизменными деталями шаманских костюмов является «дьэс эмэгэт»
(антропоморфная медная фигурка), изображающая духов. Есть еще «эмиий кэрэтэ» (грудной сосок), сделанный из медных кружочков — все это связано с древним культом и магией женщины. Некоторые исследователи относят его к старику Нижнего мира — Арсану Дуолаю. Шамана оберегает от духов фигурка женщины. Естественным образом раз в месяц женщина бывает «грязной», поэтому они ее сторонятся. Фигурки птиц (гагары, стерха, орла, чайки), зверей (собаки, лошади) — «зооморфные двойники шамана», их духи, их помощники. Гагара помогает шаману, когда он спускается в Нижний или Верхний мир. Трехглавый орел — Мать-Зверь, самый значимый символ в костюме шамана. Он передается от поколения поколению. Появляется Мать-Зверь только два раза — при рассекании шамана и когда он умирает. О Волшебном дереве Для обрядов шаманских, алгыса (обращение к верхним божествам) используется особое дерево — пораженное молнией. Дым, образующийся при сжигании щепки, имеет целебные свойства — плохую энергию забирает. Также конский волос используют в обрядах, его поджигают и окуривают человека, местность или помещение. О смерти Шаманские захоронения называются арангас. Раньше шаманов сжигали после смерти, из-за чего они дух свой теряли, над землей летать не могли, в землю уйти — тоже. Тогда стали наверху хоронить — так удобно все слышать и видеть, помогать своим. Сэргэ рядом с захоронением называется истэгэн — оно подслушивает то, что происходит в мире людей. Даже после смерти шамана истэгэн рассказывает ему, что о нем говорят, что происходит с его родственниками. При царе Алексее Михайловиче был издан приказ о перезахоронении останков шаманов в землю. Чтобы избежать этой беды, многие поселения платили специальный ясак. О капризе Кощея Афанасий Семенович только успевает забирать из цепких рук друга свои «нужные» вещички и прятать их обратно. — Зачем тебе это копыто от лошади, Афоня? — Инструмент потом сделаю, положи на место. — Так, а лупу где такую взял? Какая красотища! Я тоже хочу такую, хорошенькая какая! Я над ней чахнуть буду, как Кощей над златом. Подари, жадина, у тебя же их две! — Ильич, не балуйся, мне она тоже нужна, чтобы огонь разжигать, — Афанасий Семенович на всякий случай отбирает лупу. — Подарю как-нибудь — на семьдесят лет… Беседовала Лариса
Семенова
«Якутск Вечерний» |